“ГНУ/Линуксцентр” — один из пионеров российского рынка свободного ПО — входит в число активных участников Russian Open Source Summit 2012. О своем видении ситуации в отрасли СПО и перспектив ее развития нашему обозревателю Евгению Крестникову рассказал генеральный директор компании Павел Фролов.

PC Week: У меня возникает стойкое ощущение, что после сдачи компанией “ПингВин Софтвер” прототипов базовых компонентов Национальной программной платформы (НПП) процесс ее разработки резко затормозился. С чем это связано?

Павел Фролов: Для того чтобы дальнейшие разработки имели статус НПП, исполнителям необходимо выиграть следующий конкурс — на разработку НПП, который еще не объявлен.

PC Week: У занимающихся свободным ПО российских компаний есть очень интересные инициативы в части НПП. Участники РАСПО реализуют заявленные ранее компоненты (вроде среды сборки ABF компании “РОСА”) исключительно для собственных нужд. Можно сказать, что государство охладело к идее НПП?

П. Ф.: Как я уже отметил, для того чтобы разработки велись именно под эгидой НПП, статус НПП разработкам должно придать государство, это делается сейчас в форме проведения открытых конкурсов. Пока открытый конкурс на следующие разработки не объявлен, и обычно этот процесс бывает длительным. Я полагаю, что очередные инициативы в части НПП государство реализует осенью 2012 г.

PC Week: Что российские разработчики свободного ПО могут дать государству? Насколько может быть велик экономический эффект от НПП и почему в государственных органах нужно внедрять именно свободное ПО отечественной разработки?

П. Ф.: Согласно оценкам, сделанным в рамках разработки финансово-экономического обоснования проекта НПП, экономия в федеральных органах власти РФ за период 2012—2020 гг. по статье “Приобретение программных средств” составит до 196 949 млн. руб., а по статье “Оплата услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ” — 163 581 млн. руб. В госорганах нужно внедрять типовые проектные решения на базе СПО отечественной разработки, чтобы получить существенную экономию бюджетов всех уровней за счет многократного внедрения одних и тех же свободных программных продуктов. При этом очевидно, что типовые проектные решения для построения автоматизированных систем государственного управления должны точно соответствовать жизненным реалиям в нашей стране, и только отечественные разработчики способны учесть всю российскую специфику, которая слабо поддается формализации и часто находится за гранью официальных административных регламентов. Как говорится, “умом Россию не понять, аршином общим не измерить”, поэтому ПО западной разработки по определению не подходит для российских государственных органов.

PC Week: Есть мнение, что проекты государственной информатизации с серьезным финансированием к СПО отношения либо не имеют вообще, либо имеют косвенное (к примеру, проекты Ростелекома). Насколько это соответствует действительности?

П. Ф.: Не могу с этим согласиться. В ФЦП “Информационное общество” на развитие инфраструктуры СПО на 2012 г. заложено свыше миллиарда рублей. Самые знаковые из последних проектов Ростелекома — портал www.gosuslugi.ru и интернет-трансляция выборов президентов РФ с избирательных участков — были построены на СПО, имели серьезное финансирование, и их успех — лишний довод в пользу надежности и масштабируемости СПО-решений. Ощущение, что государство зажимает развитие СПО в пользу проприетарных продуктов, у стороннего наблюдателя, конечно же, может возникнуть и во многом будет обоснованным, однако те, кто понимает специфику государственного управления, знают, что здесь мы имеем дело с очень инерционным механизмом. Россия — самая большая по территории держава на планете Земля, и на полное прохождение управляющих сигналов через всю систему государственного управления требуется не менее пяти лет. Поэтому сейчас мы видим, как в государстве по инерции идут проекты по внедрению проприетарного ПО, начало которым было положено еще в конце прошлого века, однако в 2010 г. Владимир Путин дал четкий сигнал к переходу государственных органов на СПО, подписав распоряжение Правительства РФ 2299-р. Обработка этого сигнала государственной машиной началась в 2011 г. и продолжится до 2013-го , она медленно, но верно разворачивается в сторону СПО и к 2015 г. наберет очень мощные обороты в этом направлении. На мой взгляд, уровень поддержки, в том числе финансовой, СПО государством на сегодняшний день вполне достаточный. Хорошо растет то, что растет медленно.

PC Week: Насколько отрасль СПО в России является самодостаточной, сможет она выжить без поддержки государства? И какой, на ваш взгляд, должна быть эта поддержка?

П. Ф.: На сегодня в России есть только две самодостаточные отрасли — это экспорт природных ресурсов за рубеж и перепродажа продукции массового потребления, импортированной из-за рубежа. Все остальные, включая отрасль СПО, таковыми не являются и без поддержки государства выжить не смогут. Господдержка отрасли СПО, на мой взгляд, должна базироваться на трех простых мероприятиях:

  • полное освобождение отечественных компаний (то есть компаний, основные конечные бенефициары которых являются российскими резидентами), получающих основной доход за счет предоставления услуг в области СПО, от уплаты налога на прибыль, НДС и страховых взносов с фонда заработной платы до 2030 г.;
  • полный запрет на ввоз в страну компьютерной техники и комплектующих, не имеющих драйверов под операционную систему GNU/Linux, так же как с недавних пор в Россию запрещен ввоз техники без инструкций на русском языке;
  • выделение целевых грантов отечественным разработчикам СПО.

PC Week: Каков ваш прогноз развития ситуации с разработкой НПП и внедрением СПО в госорганах?

П. Ф.: Мой прогноз следующий: к началу лета 2012 г. те руководители государственных органов, которые недостаточно активно внедряют СПО в своих ведомствах, будут сняты с занимаемых постов, а руководители организаций, где внедрение СПО идет опережающими темпами, получат награды, поощрения и повышения по службе. Прототипы типовых проектных решений для построения автоматизированных систем государственного управления для НПП будут разработаны в 2012—2013 гг. и начнут широко внедряться в 2014—2015 гг. К 2020-му на СПО будет переведено свыше 50% информационных систем в госорганах и госкорпорациях.

PC Week: Последний вопрос связан с ROSS 2012. Насколько важны подобные мероприятия для связанных со свободным ПО компаний? Что они могут дать отрасли?

П. Ф.: На сегодняшний день ROSS 2012 — одно из важнейших мероприятий для компаний, связанных со свободным ПО. Это довольно представительная площадка, где раз в год собираются разработчики, внедренцы и заказчики СПО-решений и обмениваются информацией о своих успехах, проблемах и планах на будущее, чтобы, как говориться, сверить часы и синхронизировать свою деятельность друг с другом, а также установить новые деловые связи. Как обычно, наиболее плодотворно этот процесс происходит в кулуарах и часто незаметен для неискушенного наблюдателя, но это не умаляет его важности для российской отрасли СПО.

PC Week: Спасибо за беседу.