Согласно отчету Gartner, объем глобального рынка ПО бизнес-аналитики (BI), аналитических приложений и ПО управления эффективностью бизнеса (PM) вырос в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 16% (с 10,5 до 12,2 млрд. долл.) и по темпам роста занял второе место на общемировом рынке корпоративного ПО. По данным отчета, главным игроком на этом объединенном рынке в прошедшем году оставалась SAP, обеспечившая 24% всех объемов продаж, а последующие места достались Oracle, SAS, IBM и Microsoft.

На долю Oracle пришлось 15,6% рынка, SAS — 12,6%, IBM — 12,1%, а завершает первую пятерку Microsoft с 8,7%. Остальные производители обеспечили чуть более четверти (27,5%) общего оборота рассматриваемого рынка. Наибольшим годовым приростом в 20,9% отличилась IBM, за которой следуют SAP, Oracle, Microsoft и SAS.

“BI, аналитические приложения и PM совместно рассматриваются как способ фильтрации все более гигантских объемов информации для понимания сути процессов и принятия решений в цифровом мире, и все новые отрасли берут эти инструменты на вооружение”, — сказал Дэн Соммер, главный аналитик Gartner.

В отчете говорится, что пять главных производителей продолжают консолидировать рынок через поглощения, интеграцию и работу с клиентами по расширению продаж и предложению новых продуктов и сервисов, благодаря чему они уже владеют почти тремя четвертями рынка. Вместе с тем Gartner обращает внимание на наличие более 100 жестко конкурирующих молодых инновационных компаний. Некоторые из них переживают очень бурный рост, и это показывает, что в данном сегменте рынка есть масса неиспользованных возможностей.

По словам Соммера, бурный рост обусловлен двумя главными факторами. Во-первых, ИТ-руководство компаний, несмотря на бюджетные ограничения, продолжает выделять средства на BI. Данные исследования Gartner “2012 CIO” показывают, что аналитические приложения и BI в 2012 г. рассматриваются CIO как наиболее приоритетные. В финансовом плане BI-проекты остаются относительно защищенными, а немалая часть любых свободных средств откладывается на будущие аналитические инициативы. Во-вторых, BI-проекты все чаще финансируются не только и не столько по линии ИТ, сколько по линии бизнес-инициатив, на которые приходится все большая доля общих расходов. Главными стимулами этого процесса являются самостоятельное применение пользователями средств извлечения информации из данных, соревнование производителей в усилении бизнес-направленности поставляемых аналитических пакетов и повышенный интерес финансового руководства компаний к BI и PM.

В 2011 г. на рынке по-прежнему преобладали традиционные решения, развертываемые внутри организации на базе ПК, однако, считает Соммер, в ближайшее десятилетие на первый план выдвинутся возможности, предоставляемые облачными и мобильными вычислениями, социальными сетями и большими данными: “Это поможет сместить центр тяжести с восприятия BI и аналитических приложений как инициативы корпоративных ИТ-отделов, перенимаемой заинтересованными бизнес-подразделениями, на индивидуальные схемы применения этих же средств как в стенах организации, так и в мобильной среде. Через десяток лет бизнес-персонал будет использовать аналитику намного глубже и чаще, чем сегодня”.