Когда AOL согласилась продать Microsoft более 800 патентов за круглую сумму в 1,1 млрд. долл. наличными, на самом деле было продано нечто большее, чем просто патенты. Согласно AllThingsD, Microsoft, похоже, приобрела “базовые патенты старого браузера Netscape”, однако в AllThingsD могли не знать, как невероятно живучи эти патенты в среде веб-сервисов и браузеров.

Было время, когда эта сделка могла стать грандиозным событием. Когда-то Netscape была главным конкурентом Microsoft. В действительности, именно благодаря незаконным атакам Microsoft на браузер Netscape последний перестал развиваться и в конечном итоге умер, а департамент юстиции США ощутимо щелкнул Microsoft за это по носу.

Но сегодня Netscape представляет собой немногим более, чем устаревший бренд, элемент в интернет-ссылке и названии интернет-провайдера. Описывая сделку в форме 8-K Комиссии по ценным бумагам и биржам, AOL просто утверждает, что в дополнение к продаваемым Microsoft патентам и лицензиям на использование других патентов AOL, “транзакция структурирована как покупка имеющихся акций полностью принадлежащего компании неработающего дочернего предприятия и прямое поглощение патентов, не включенных в портфель, принадлежащий этому дочернему предприятию”. Что же это за “неработающее дочернее предприятие”? Очевидно, это Netscape.

Знаете что? Это все равно ошеломляющая новость.

Microsoft точно не планирует возвращать к жизни браузер Netscape — AOL перестала развивать его много лет назад. Его базовый код стал браузером Firefox. В интеллектуальную собственность Netscape также входили такие основы универсального браузера, как протокол Secure Socket Layer (SSL), маркеры-cookies, а также JavaScript. Вот за эти старые патенты Netscape корпорация Microsoft и платит миллиард долларов. И знаете, миллиард долларов для такой сделки — сущие пустяки, Microsoft просто повезло.

Например, когда в 1997 г. Netscape запатентовала SSL, компания заявила, что не собирается брать с разработчиков деньги за исходный код или за лицензию SSL. Позволит ли Microsoft бесплатно использовать этот универсальный стандарт веб-безопасности? Да ладно вам! Станут ли New York Yankees поддаваться Boston Red Sox?

Может ли эта сделка быть попыткой Microsoft отвоевать определенную долю рынка онлайн-браузеров? Может быть. Но патенты на cookies-файлы, JavaScript и SSL настолько фундаментальны для веб-решений, что, мне кажется, это и есть настоящая причина, почему Microsoft заключила эту сделку.

Действительно, хотя AOL и Microsoft ожидают, что одобрение сделки займет 18 дней, по-моему, на это уйдет намного больше времени. Я не удивлюсь, если в этот самый момент юристы уже работают над аппеляцией к Федеральной торговой комиссии (FTC). По иронии судьбы, спустя практически десятилетие после завершения разбирательства “Соединенные Штаты против Microsoft”, судьба Netscape снова создает юридические сложности для софтверного гиганта. Но все же, если Microsoft сможет получить патенты, они будут стоить заявленного миллиарда и всех легальных издержек, которые придется выплатить в ходе закрытия сделки.

Что же будет делать Microsoft с этими важными патентами в области веб-технологий? Я ставлю на то, что она использует их (или, по крайней мере, будет угрожать этим) против главного конкурента — Google. Только представьте: Chrome почти обогнал Internet Explorer в борьбе за место самого популярного в мире веб-браузера. Microsoft стремится к тому, чтобы стать крупнейшим игроком на рынке планшетов и смартфонов, а Google Android — один из лидеров этого рынка. Что может быть лучше в деле борьбы с противниками, чем любимая тактика ранних 2000-х — патентное разбирательство?