Доктор Ирвин Владавски-Бергер, в свое время активно содействовавший превращению IBM из поставщика традиционного оборудования и ПО в гиганта в сфере интернет-систем, недавно написал в своем блоге заметку о новой роли ИТ-менеджеров и ИТ-групп в облачную эру, над которой стóит серьезно задуматься.

По его мнению, облако в сущности является “третьей моделью” вычислений из числа появившихся на свет за более чем полувековое существование ИТ, первой из которых была модель централизованных вычислений, а второй — клиент-серверная. Сегодня облачные вычисления реальны и объективно необходимы для интеграции и управления огромной армией конечных пользователей и устройств, стремительно растущей по всему земному шару. Облако — это неизбежность.

Вместе с тем новый этап может стать звездным часом для ИТ-менеджеров и ИТ-специалистов. Владавски-Бергер предсказывает приближающиеся крупные перемены, которые будут протекать по мере того, как компании станут переводить свои традиционные ИТ-инфраструктуры и приложения в облака — аналогично тому, как в 1990-е годы многие из этих систем расширялись в Интернет.

Однако в отличие от 1990-х процесс будет посложнее, чем прикручивание веб-интерфейса к паре-тройке тысяч старых черно-зелено-экранных приложений. На этот раз, считает Владавски-Бергер, потребуются крупные организационные перемены — особенно в самих ИТ-отделах. “Многие компании пока еще не выработали должную дисциплину своих ИТ-операций. Они позволяют различным своим подразделениям строить собственные системы и приложения. В итоге эти разношерстные системы не могут нормально друг с другом работать, от разработки до развертывания приложения протекают долгие сроки, а управление системами требует очень крупных затрат”.

ИТ должны выйти вперед и возглавить новый виток компьютерной истории. Как поясняет Владавски-Бергер: “ИТ-организациям необходимо усвоить более стандартизированный, процессориентированный и индустриализованный подход к управлению. Узкоспециализированные заказные ИТ-инфраструктуры не способны обеспечить те масштабы, экономичность и качество, которые необходимы для успешной конкуренции на новом рынке облачных вычислений”.

Переход на облако может повысить роль ИТ-сообразительных бизнес-менеджеров внутри предприятий. Многие представители бизнес-персонала не имеют знаний, а зачастую и реального интереса для анализа и оценки всех существующих вариантов облака, во всяком случае с технической точки зрения. Им важны только конечные результаты, и за помощью в процессе они обращаются к ИТ-руководителям. Сегодня ИТ-отдел уже не является только группой сотрудников, пишущих код и строящих и обслуживающих системы. ИТ-организация стала бизнес-партнером, планирующим и вырабатывающим стратегию по формам технологических решений, необходимых для успешного бизнеса.

ИТ-руководителям, возможно, придется подумать, использовать ли облачные сервисы со стороны или же построить свое внутреннее решение (т. е. частное облако). Облако может существенно улучшить видимость роли ИТ внутри организации.

Мне неоднократно доводилось разговаривать с управленцами компаний о том, что для них означает довольно эфемерное понятие инноваций и как ИТ могут его сделать более реальным. Вот один из выводов, усвоенных из этих бесед: чтобы стать активатором инноваций, ИТ-служба должна быть способной существенно ускорить обороты деятельности компании, но в то же время позволять бизнесу руководить процессом. Прошли те дни, когда ИТ-специалисты месяцами трудились над приложением, а потом вручали его бизнес-пользователям для опробования и освоения.

Бахия Ноель, вице-президент администрации ИТ-бизнес-партнерств компании Aflac, так сказала по этому поводу пару лет назад: “Нам важно понимать, как принести максимум пользы для бизнеса с кратчайшими затратами времени, без ущерба для качества решений и без лишних затрат”.

В исследовании, опубликованном CA Technologies в конце прошлого года, говорится, что большинство CIO (54%) считает, что облачные вычисления позволяют им уделять больше времени стратегии бизнеса и инновациям. Опрос CA показал также, что CIO, внедрившие облачные вычисления, ощущают больше перспектив к росту в своих компаниях, чем их коллеги, ведающие традиционными системами. Примерно 71% внедривших облака рассматривают свою позицию как возможный путь к другим управленческим ролям — в сравнении с 44% от остальных CIO. Более того, 39% ИТ-директоров, внедривших облако, расценивают свою нынешнюю работу как ступень к позиции CEO, в сравнении с 24% от остальных CIO.

С ростом облачных структур как ядра многих коммерческих предприятий и как инструмента, позволяющего ИТ-менеджерам формировать новые бизнес-возможности, мы, наверное, увидим, как технологические руководители начнут занимать позиции лидеров и внутри самих компаний. Авторы исследования CA указывают: “Бизнес-лидер, полностью осведомленный в новых технологиях и умеющий обходить потенциальные подводные камни, станет бесценным активом многих фирм. С соответствующим обучением и накоплением опыта многие талантливые люди, занимающие позицию CIO, вполне могут занять высший руководящий пост CEO — кто-то напрямую, а кто-то через промежуточную позицию COO [главный операционный директор]”.

Вопреки общераспространенным охам и ахам по поводу недостатка координации бизнеса и ИТ определенная степень таковой координации, похоже, все-таки имеет место. Но не оттого, что бизнес-управленцы очаровались магией компьютеров (хотя и это иногда бывает). Это скорее отражает важность технологии для более быстрого, гибкого и толкового ведения бизнеса. Поддержка базы, постоянно готовой — из года в год, из месяца в месяц и даже изо дня в день — впитывать инновации, является тяжелой работой. Но, как говорит Ноель, “…будучи ИТ-специалистами, мы должны научиться понимать, как можно управлять этим циклом. Нам надо держаться наравне с бизнесом”.

В условиях сверхконкурентой и неумолимо жесткой глобальной экономики ежедневно нужны разнообразные инновации. И их генератором может стать ИТ-отдел.