Компания “ДоксВижн” уже неоднократно сообщала о своих намерениях выйти на международный рынок (последний раз такой анонс был сделан в феврале 2011-го при подведении итогов календарного года), но только сейчас эти планы наконец-то обрекли конкретную форму. Основанием для данного шага, по всей видимости, стали те результаты, которых компания добилась за прошедший период.

Как сообщил заместитель генерального директора “ДоксВижн” Антон Варфоломеев, в 2011 г. общая выручка компании повысилась на 13% по сравнению с 2010-м, а численность персонала увеличилась на 40%. При этом были реализованы 128 проектов по внедрению системы Docsvision, среди которых наиболее крупными стали проекты в Администрации города Иркутска, Винницком городском Совете, Счетной палате Республики Молдова, ФКА “Роскосмос”, “Газпром добыча Краснодар”, МГТУ им. Н. Э. Баумана, “Первой грузовой компании”, на предприятиях группы “ГУТА”.

Кроме того, по словам г-на Варфоломеева, в 2011 г. существенно увеличились продажи лицензий для проектов по масштабированию системы. Решения по расширению границ ее применения, подключению территориально удаленных филиалов, реализации мобильных рабочих мест на базе планшетов и ряд других были реализованы в Министерстве регионального развития РФ, Правительстве Мурманской области, Администрации города Екатеринбурга, Сбербанке России, банке “ВТБ 24”, на предприятиях холдинга “ГРУППА АГРОКОМ” и в Ангарской нефтехимической компании.

Следует также отметить рост доли услуг, оказываемых “ДоксВижн” в рамках поддержки крупных проектов (в частности, это услуги аудита, авторского надзора, корпоративной поддержки). Их объем составил 10% от общей выручки компании в 2011 г. И наконец, в прошлом году были заключены партнерские соглашения с 21 новым партнером, благодаря чему к началу 2012-го в партнерской сети “ДоксВижн” насчитывалось 80 компаний, среди которых более десяти фирм из стран СНГ.

Говоря о предпосылках выхода на мировой рынок, руководитель направления развития международного бизнеса “ДоксВижн” Илья Куренец подчеркнул, что в настоящее время российский рынок систем документооборота уже насыщен разного рода предложениями, что сдерживает осуществление планов развития бизнеса компании. Проанализировав ситуацию, ее руководство пришло к выводу, что у “ДоксВижн” имеются вполне конкурентоспособные продукты в области облачных приложений, и поэтому было принято решение о выпуске облачного сервиса для организации документооборота — 4EasyCM, предназначенного для глобального рынка (в России аналогичный сервис будет продвигаться под названием Docloud). Более того, в компании сочли, что облачные сервисы являются наиболее дешевым способом входа на международную арену, поскольку не требуют физического присутствия в стране и наличия в ней партнеров и дистрибьюторов.

В качестве целевого рынка для сервиса 4EasyCM был выбран сегмент СМБ как наиболее растущий. При этом учитывалось, что крупные вендоры (за исключением Microsoft) пока еще не проявляют там большой активности, а все предлагаемые ими продукты ориентированы в основном на развитые страны. В пользу выбора рынка развивающихся стран для нового сервиса играл также и тот факт, что во многих из них (в частности, в государствах Латинской Америки) существуют политические ограничения на использование западных систем. Помимо этого в компании считают, что 4EasyCM будет представлять интерес для развивающихся рынков благодаря своей конкурентоспособной цене. Предполагается, что стоимость нового сервиса будет составлять около 10 долл. за одного пользователя в месяц. “Это практически в два раза меньше, чем у конкурентов”, — подчеркнул Илья Куренец.

К числу других преимуществ сервиса 4EasyCM, как отмечают в “ДоксВижн”, относятся локализация на языки тех стран, на рынки которых планируется выходить, что на настоящий момент является редкостью для облачных решений, а также обеспечение серьезного уровня поддержки, включающего стандартную веб-поддержку, реализацию “билетов-запросов” (tickets), позволяющих проследить обработку заявки, и возможность для пользователей задавать и обсуждать интересующие их вопросы на форуме.

Первая версия 4EasyCM, которая должна быть выпущена в начале мая, будет предоставлять базовый функционал ECM-системы, в частности возможности хранения корпоративных и персональных документов, согласования документов внутри системы, работы с шаблонами. Как отметил Илья Куренец, в целом она будет соответствовать функциональности подписок типа Team, имеющихся у продуктов западных конкурентов. Таким образом, этот сервис станет наилучшим вариантом для небольших команд, насчитывающих от пяти до двадцати человек.

Как было объявлено, старт продажам 4EasyCM будет дан в мае в Румынии, через которую “ДоксВижн” намеревается осуществить последующий выход на рынки других стран.

Говоря о планах работы компании на 2012 г., ее президент Владимир Андреев выделил также основные тенденции развития рынка СЭД/ECM. “Сегодня системы управления документами переросли традиционное понимание, и на наших глазах происходит реструктуризация этой отрасли как таковой. Возникли новые классы задач, решаемых этими системами в современной организации. В результате появились новые типы пользователей, которых не было еще несколько лет назад, и соответственно требуются новые способы доступа и возникают новые варианты использования”, — подчеркнул он.

Прежде всего следует отметить, что в течение нескольких последних лет основная традиционная задача системы документооборота — документационное обеспечение управления — переросла во множество комплексных взаимосвязанных задач. Появились такие новые потребности, как создание электронных архивов, чему способствовало утверждение на законодательном уровне возможности хранения документов и обмена ими в электронном виде. Кроме того, возникает необходимость автоматизации договорных процессов, что ставит задачу реализации технологии Case Management (когда процессы формируются на лету, а не проектируются заранее).

Еще одна новая задача — документация проектного управления, которое сегодня, как правило, автоматизируется с помощью систем класса Project Management, не включающих функции документооборота. Помимо этого к настоящему времени появилась потребность в создании приложений с отраслевой спецификой (скажем, в банковской сфере к таковым относится создание архива личных дел пользователей), а также в реализации проектов по управлению знаниями (например, когда информация, накопленная в СЭД, может быть использована в качестве источника знаний в компании).

В связи с изменением позиционирования приложений, которые реализуются на базе СЭД, возникают абсолютно новые классы потребителей, продолжил Владимир Андреев. Если раньше традиционными пользователями СЭД являлись делопроизводители и конечные исполнители, работающие с весьма специфическим интерфейсом, который требовал специального обучения, то сегодня их число пополняется топ-менеджерами компаний, менеджерами процессов, которые руководят всеми процессами обработки документов, контрагентами и бизнес-аналитиками. Кроме того, число пользователей увеличивается за счет интеграции СЭД с другими корпоративными приложениями, а также организации документооборота рабочих групп, где ведется разработка, согласование и утверждение определенного рода документов.

Очевидно, что все эти группы пользователей не хотят работать с интерфейсом, предоставляемым традиционной СЭД. Поэтому вендоры сегодня сталкиваются с необходимостью реализации совершенно разных интерфейсов для разных типов пользователей. Причем эти интерфейсы должны быть жестко ориентированы на те сценарии, с которыми работают пользователи.

Еще одной тенденцией, отмеченной Владимиром Андреевым, является возникновение новых моделей использования систем документооборота. Современному рынку необходимо комплексное решение для автоматизации широкого класса задач на единой платформе корпоративной СЭД. Такое решение должно обладать средствами быстрой разработки без программирования и включать в себя решения задач по организации электронного архива, управления процессами (BPM), делопроизводства, а также содержать в себе комплекс специализированных приложений (управление совещаниями, управление проектами, HelpDesk, обращения граждан и ряд других). “Заказчик хочет увидеть законченное решение, способное справиться с частной задачей в рамках комплексной СЭД, — пояснил г-н Андреев. — Это может быть подготовка материалов совещаний, исполнение протоколов совещания, ведение проектной документации, т. е. те задачи, которые традиционная СЭД не решала”.

Всем вышеперечисленным требованиям соответствует новая версия платформы Docsvision 5, считают в “ДоксВижн”. В ходе работы над этим комплексным решением, выход которого состоялся 18 апреля текущего года, были проведены серьезные изменения в организации и технологии разработки системы, направленные на повышение ее производительности, надежности и удобства модулей.

Планируется, что поставки новой платформы начнутся с базовой редакции после завершения стабилизации и оптимизации входящего в нее приложения “Управление документами”. В настоящее время Docsvision 5 доступна партнерам “ДоксВижн” по запросу.