Вынесенный на конференции Russia Cloud 2012 в качестве главного вопрос “Облака: применять нельзя игнорировать. Где ставим запятую?” для докладчиков от ИТ-компаний, продвигающих облачные технологии и сервисы, уже перешел в разряд риторических. А вот как на него ответят сегодня те, кто пришел послушать доклады (очевидно, не из праздного любопытства), к сожалению, непонятно — давно доступные на рынке средства моментального опроса мнения зала сегодня на конференциях применяются нечасто, если не сказать крайне редко. Но в любом случае участники организованной ассоциацией АП КИТ “второй международной практической конференции” по облачной тематике, думаю, потратили время не зря — по информативности она, без сомнения, превзошла аналогичное мероприятие годичной давности.

Нельзя сказать, что вопросов и разного рода страшилок в этой сфере по прошествии года стало много меньше. Более того, Алексей Кузьмин, первый заместитель начальника Центра ФСБ России, считает, что вопросов здесь пока больше, чем ответов: “Сейчас можно услышать много заявлений о предоставлении облачных сервисов и о том, что это уже широко развито. Но если реально посмотреть на ситуацию, да, есть работающие системы, но это прежде всего корпоративные облака со строго фиксированными бизнес-процессами… Когда я думал, какую презентацию сделать, то в голову пришло, что самой правильной презентацией будет один большой знак вопроса на весь экран. И даже слов не нужно. Потому что сейчас мы можем только ставить вопросы, куда дальше двигаться”.

Вопросы, конечно, есть, и их немало, но уже есть и реальный практический опыт, чего еще год назад сильно не хватало.

Проблем хватает, но их можно решать

По словам Руслана Заединова, заместителя генерального директора и руководителя направления центров обработки данных в компании КРОК, за 2011 г. функционал ее виртуального дата-центра (он предполагает виртуализованные ресурсы, полностью автоматизированный способ предоставления услуг, консоль самообслуживания заказчика, биллинг) протестировали в бесплатном режиме почти 200 корпоративных заказчиков. “Этот процесс был не простым, — признал г-н Заединов. — Поскольку невозможно было, как в Amazon, дать логин и пароль и предоставить заказчику возможность барахтаться по своему усмотрению. Все-таки это корпоративный заказчик, который с Amazon и Google Labs давно “поигрался”. Но там стандартные сервисы, имеющие определенные ограничения. Собственно поэтому такие сервисы и стоят дешево, а часто предоставляются вообще бесплатно. Но если подстраиваться под корпоративного заказчика, то многие ограничения нужно снимать. Поэтому мы сделали множество открытий для себя”.

Что же это за открытия?

  • Первое — процесс миграции корпоративного заказчика в облако нужно сопровождать.
  • Второе (вполне ожидаемое) — облака не панацея для мгновенного решения проблем.
  • Третье — между традиционным миром и облачным четкой границы нет.

“Я говорю сейчас о нашем российском среднестатистическом корпоративном заказчике, — пояснил г-н Заединов. — У него нет достаточного количества задач, которые бы можно было полностью перенести в облако. Ни одна из типовых задач корпоративного заказчика в облако целиком не влезает. Поэтому перед таким заказчиком всегда стоит задача интеграции облачного мира и традиционного. Вот ее мы и пытались решать”.

Как утверждает представитель КРОК, почти все заказчики, обращающиеся в компанию, говорят, что их задачи неоднородны. В них есть часть, которая “дышит” в облаке (скажем, сервер приложений), и есть часть, которая принципиально “не дышит” (например, тяжелая база данных — переносить ее в облако смерти подобно). Соответственно должен быть безопасный, гибкий способ подключать необлачные ресурсы в облако (Amazon этого не допускает), что присуще облакам enterprise-класса. Эти ресурсы должны быть в монопольном пользовании одного заказчика, и все это нужно делать в интеграции с порталом самообслуживания.

Несмотря на сложности, программа тестирования облаков в КРОКе была признана успешной. “Российские корпоративные заказчики — не все, но многие — проголосовали за этот подход”, — заявил г-н Заединов.

Перечисленные им типовые решения на базе виртуального дата-центра включают аналитическую систему на базе БД Oracle, интернет-магазин, терминальные пользовательские рабочие места на базе MS RDP, Citrix XenApp, VNC tight, тестовые нагрузочные среды, среды разработки, трэкер для отслеживания грузов, торговую площадку.

Признавая частные облака в качестве приоритетного на данный момент направления развития облачных вычислений, г-н Заединов тем не менее считает реализованные сейчас в компаниях облака “ненастоящими”: “Частное облако может служить инструментом не только оптимизации внутренних расходов, но и развития компании только в том случае, если имеет продолжение в публичное. Другими словами, если есть куда передать нагрузку. Очень важна интеграция между частным облаком и публичным. Поэтому мы стараемся поддерживать определенные стандарты со стороны внешнего интерфейса нашего публичного облака, в частности API, очень близкие к тем, что предлагает Amazon”.

Проблемы есть, но не с облаками

Несколько иной опыт у другого крупного системного интегратора — IBS. Как рассказал Сергей Мацоцкий, вице-президент IBS Group и председатель правления IBS, компания все свои 80 приложений уже перенесла в частное облако, а недавно была привлечена к разработке стратегии перевода крупного клиента (со штатом в 150 тыс. сотрудников) в централизованное частное облако. При этом для пилотного проекта было выбрано одно из подразделений компании. “Мы ожидали, что будут проблемы с какими-то старыми приложениями или еще с чем-либо, но таких проблем практически не было, — утверждает г-н Мацоцкий. — Мы легко перенесли в виртуальную среду все, что только можно, с минимальными проблемами. Но столкнулись с проблемой иного рода, и она оказалась столь драматической, что мы до сих пор думаем, как ее решать, — на локальных серверах заказчика образовалась фантастическая помойка из старых файловых структур, прикладных систем, которые неоднократно инсталлировали заново, при этом не убивая старые версии, поскольку не знали, как перенести данные. На всякий случай в компании держали штук десять версий старой базы — они крутились на серверах, и их надо было как-то обслуживать… И это только один из 2,5 тыс. таких офисов. Перенести в облако всё как есть невозможно, а это означает, что все эти помойки нужно разгрести. Переезд в облако (по крайней мере, по нашему опыту) — это не столько технический вопрос, сколько организационный, причем очень-очень сложный, связанный с тем, что заказчику нужно инвентаризировать все свои данные. И вот с этим, мне кажется, мы всерьез еще не сталкиваемся, но столкнуться придется в самое ближайшее время”.

Применять, нельзя игнорировать

Состав приглашенных для участия в панельной дискуссии экспертов из ИТ-компаний (“АйТи”, КРОК, BMC Software, IBM, IBS, I-Teco, Microsoft) не оставлял сомнений в том, что все они так или иначе будут ратовать за облака. Однако в данном случае, наверное, важнее их доводы в обоснование такой позиции. Надо сказать, что доводов оказалось немало.

Например, вполне распространено мнение, что корпоративные заказчики не отдадут свои данные на сторону. Однако трудно не согласиться с Шамилем Шакировым, президентом компании “Ай-Теко”, который напомнил: люди за много веков убедились в том, что деньги, которыми все дорожат, удобнее и надежнее хранить не при себе, а в банках. “В перспективе выяснится, что с учетом формирования определенных институтов, технологий, регламентов хранение, обработку информации и обмен ею лучше доверить провайдеру, чем заниматься этим самостоятельно”, — уверен глава “Ай-Теко”. По его мнению, облачные технологии особенно актуальны для России, поскольку дают наибольший эффект в случае массового предоставления сервиса и на распределенной территории. При этом эффект может быть значителен даже только в смысле уровня использования ресурсов. В частности, появляется возможность не строить отдельные ЦОДы для разных регионов страны, а использовать один ЦОД, в разное время суток обслуживающий разные регионы.

Кстати, такую задачу, как рассказал в ходе дискуссии Евгений Кривоносов, генеральный директор BMC Software в России, его компания в свое время решила для SAP. В результате один крупный ЦОД SAP смог обслуживать учебные курсы в разных странах: после того, как занятия заканчивались на Востоке, те же ресурсы быстро переконфигурировались под другие курсы, которые проводились уже на Западе. Теперь компания реализует аналогичные возможности для некоторых российских госструктур, готовых предоставить в ночное время свои мощности для подготовки студентов.

Интересные факты привел и Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний “АйТи”. Подходы, присущие облачным вычислениям, уже давно используются там, где не обойтись без дорогостоящего оборудования. В частности, в научной сфере, где проще обеспечить доступ к такому оборудованию, чем оснащать им все заинтересованные научные центры. Сегодня уже можно говорить о концепции “научный эксперимент как сервис”, которая позволила американцам с помощью облачных технологий привлечь к работам сотни научных коллективов, не тратя денег на их переезд в США.

Все это актуально и для России. Более того, на гранты Минобрнауки инициированы проекты по созданию облачной среды для научных экспериментов, в которых “АйТи” участвует вместе с санкт-петербургским ИТМО. Но, как констатировал г-н Яппаров, самое сложное в этих проектах — коммерциализация разработанных решений: “Выяснилось, что научное финансирование идет в основном на создание инфраструктуры, которой и так создано уже очень много и которая используется неэффективно — на 10%, а то и менее. Таким образом, проблема привлечения научных команд и повышения загрузки имеющихся ресурсов упирается в то, что финансирование построено по старым принципам”.

Впрочем, устаревшие подходы мешают и коммерческим структурам. “Основным препятствием на пути широкого распространения облачных услуг является довольно костный устарелый подход к формированию бюджета затрат на ИТ-проекты, — считает Руслан Заединов. — Потому что этот подход ориентирован на традиционную экономику: спланировали, запустили, имея в виду определенный срок окупаемости проекта и конкретный финансовый результат к концу этого срока. Сейчас экономика другая, очень волатильная, когда ничего предсказать нельзя. А если так, значит, большие начальные вложения не всегда уместны. Достаточно это осознать, и тогда открывается путь в облачные сервисы. А задачи, связанные с обеспечением ИБ, целостности данных, катастрофоустойчивости, независимости от провайдера, трансформируются в вопросы решаемые”.