Цифровые технологии стремительно развиваются, и все чаще звучат голоса тех, кто считает использование печати атавизмом. Растут ряды пользователей планшетов, многие из которых полагают, что их устройства являются отличной заменой печатной продукции, ведь они дают возможность комфортного чтения, с их помощью можно создавать и редактировать документы, диаграммы, выписывать счета и делать многое другое , что ранее было подвластно только листу бумаги и печатным краскам. Но так ли это на самом деле?

В рамках проводимого корпорацией HP эксперимента по оценке востребованности печатной продукции в повседневной жизни было отобрано несколько фокус-групп из людей разного пола и возраста в некоторых городах США, Индии и Сингапуре. Участники эксперимента должны были на протяжении двух дней обходиться без печатной продукции в любом ее виде (журналов, газет, распечаток документов, потребительских пакетов с нанесенными рисунками и пр.). Исследование было призвано показать, что люди привыкли слишком однобоко воспринимать такое явление, как “печать”, подчас забывая, что одними лишь газетами, журналами и распечатками документов оно не ограничивается. По мотивам проводимого HP эксперимента также был снят фильм “Мир без печати”, показанный в Шанхае на HP Global Influencer Summit 2012.

Участники фокус-групп на время проведения эксперимента вынуждены были отказывать себе в удовлетворении устоявшихся у многих совершенно естественных потребностей. Они были лишены привычного шороха газет, из которых они привыкли узнавать последние новости , им возбранялось полистать популярные глянцевые журналы, чтобы узнать какие-то новые кулинарные рецепты или что-то новое из мира моды. Строго соблюдалось условие, чтобы на пакетах с едой, бутылках и прочих емкостях для хранения пищи и напитков не было привычных этикеток и наклеек.

Особой остроты эксперимент достиг в небольшом городке Сприн Грин (шт. Висконсин, США), в котором печатная продукция полностью “исчезла” из обихода этого населенного пункта на целую неделю. Из всех домов и магазинов были извлечены книги, этикетки, одежда с “картинками”; ценники и меню в ресторанах были заменены на рукописные, товары продавались в прозрачных пакетах или в банках без печатных обозначений. “Газеты были изъяты из почтовых ящиков, книги с полок, календари и фотографии со стен домов и офисов. Полки супермаркетов были заставлены продуктами питания, лишенными этикеток и наклеек, дорожные знаки были забелены, вся одежда с тиснеными рисунками была изъята”, — рассказывает один из участников эксперимента.

Как оказалось в результате эксперимента, печать — это не только привычно воспринимаемые распечатанные фотографии и книги, но также этикетки и надписи на упаковках продуктов, изображения на обоях и даже рисунки на одежде. Некоторые высказывания участников проводимого HP исследования могут показаться интересными. “Среди множества одинаковых пакетов вы берете в руки один, но не знаете что в нем, так как он лишен надписи”, — поделилась сложностью выбора одна женщина. Еще одна женщина из Сингапура: “Все духи имеют разные запахи, но, как ни странно это звучит, без этикетки их все равно невозможно различить”. А житель одного из индийских городов, входивший в число “подопытных”, был вынужден прекратить свое участие в проводимом эксперименте в связи с тем, что его мать отказалась готовить пищу потому, что затруднялась без этикеток различить пакетики со специями, без которых в Индии не обходится ни одно национальное блюдо.

Исследователи из HP говорят, что независимо от места проживания членов фокус-груп их участники считают, что печать занимает слишком значительное место в нашей жизни, чтобы отказываться от ее благ. Свидетельством тому их высказывания:

“Простой полиэтиленовый пакет представляет из себя грустную картину, но напечатанный на нем рисунок сразу же делает его привлекательным для покупки”;

“Последние два дня меня повсюду окружает белый цвет, все пустое; без ярких предметов все стало каким-то безжизненным. Как только я закрываю глаза, то сразу вижу цветные сны”.

Таким образом, печатные устройства остаются востребованными в современном мире и продолжают играть в жизни общества значительную роль, считают авторы исследования.

Интересно, что большинство людей в ходе проведенного эксперимента ощущало дискомфорт, несмотря на то, что планшеты, компьютеры и прочие электронные устройства никто из обихода не изымал.