Десять лет тому назад компания Red Hat была лишь одним из дистрибьюторов Linux, но все изменилось, когда она обратила серьезное внимание на корпоративный рынок.

Наверное, в 2002 г. Red Hat была самым крупным дистрибьютором Linux. SUSE и в свое время Caldera также были претендентами на первое место. За ними следовали Mandriva и ныне почившая Progeny Linux, которая пыталась вывести на рынок Debian Linux. И вот, спустя десять лет, Red Hat победила в борьбе за звание крупнейшего поставщика корпоративного Linux, а релиз Red Hat Enterprise Linux (RHEL) позволил компании стать первой на рынке продуктов с открытым кодом, перешагнувшей миллиардный рубеж годового дохода.

Пол Кормьер, президент по продуктам и технологиям в Red Hat, заявил: “Red Hat благодарна мировому сообществу Linux, всем партнерам и гордится признанием достижений, воплощенных в Red Hat Enterprise Linux. Пройдя десятилетний путь, сегодня Red Hat обеспечила наиболее совершенную информационно-технологическую среду организациям, которые предлагают продукты и сервисы, улучшающие нашу жизнь и обеспечивающие эффективную работу. Red Hat Enterprise Linux является хорошим примером превращения революционной технологии в промышленный стандарт”.

Когда Red Hat сделала “прорывной” ход, многие энтузиасты Linux возненавидели Red Hat за смену курса. Причиной ненависти стало то, что вместе с запуском RHEL, компания Red Hat прекратила поддержку дистрибутива Red Hat Linux (RHL).

Последняя “коробочная” (да, Linux получали в коробках!) версия Red Hat Linux 9 предназначалась всем, от домашних пользователей до ИТ-департаментов корпораций. После выхода RHEL и ухода RHL домашние пользователи Red Hat почувствовали, что их вынуждают обновлять ПО или даже бросили на произвол судьбы.

Red Hat Fedora был отличным дистрибутивом Linux для сообщества. Но с первых дней стало ясно, что дистрибутив Fedora преимущественно адресован разработчикам, нуждающимся в доступе к свежайшему коду, а не малому бизнесу или домашним пользователям Linux.

Кормьер рассказал Тимоти Прикетт Моргану, обозревателю The Register: “Мы стояли перед очень трудным выбором, но ставка компании окупилась стократно. Мы остановили работу над Red Hat Linux в тот момент, когда дистрибутив был очень популярным. Решение было весьма непопулярным среди инженеров и некоторых представителей сообщества. Инженеры попросили CEO уволить меня”.

Некоторые из инженеров рассказали мне, что действительно так и было. Red Hat 9 имела очень короткий период поддержки жизненного цикла. Кроме того, поклонники Red Hat подозревали, что компания отходит от Linux для десктопов. Они были правы.

Хотя существует версия RHEL для десктопов, интересы Red Hat лежат в области тонких клиентов с Linux, работающих по протоколу SPICE в инфраструктуре виртуальных десктопов. Джим Уайтхерст, исполнительный директор Red Hat, сказал мне в прошлом году, что “толстые клиентские операционные системы [традиционные десктопы] устаревают”. Наверное, пользователи Ubuntu, Linux Mint, MEPIS и Peppermint OS думают иначе.

Red Hat доказала свою правоту. Сегодня существенную прибыль можно получить только с Linux-серверов. На десктопах продукты Red Hat встречаются относительно редко, но на веб-сайтах и в крупных компаниях они используются повсеместно.

Эл Гиллен, вице-президент IDC, отметил: “Red Hat придумала способ заработка не только для себя, но и для многих других компаний, которые предлагают коммерческую поддержку продуктов с открытым кодом. Попробуйте представить себе современный мир, если бы Red Hat не удалось успешное внедрение концепции подписки на поддержку корпоративных продуктов со свободным кодом”.

Да, я попробовал, но не смог. Любое значимое ПО с открытым кодом — SugarCRM, Alfresco и даже Oracle — поддерживается по подписке.

Сегодня Red Hat продолжает идти навстречу интересам бизнеса, опираясь на Linux. Руководители Red Hat призвали забыть про Linux и сфокусироваться на виртуализации и облачных технологиях с открытым кодом. Наряду с низкоуровневой поддержкой инфраструктуры это поможет опередить компании, придерживающиеся проприетарного подхода к предоставлению корпоративных сервисов, такие как VMware или Microsoft.

Эти слова раздражают ярых приверженцев Linux, как раздражало решение о переходе к RHEL. Но я считаю, что акцент на полезности Linux для бизнеса, а не на самой операционной системе Linux — именно то, что хочет услышать бизнес.