Не делает ли Hewlett-Packard ошибку, нанимая в кресло CEO четвертого варяга подряд и игнорируя кадры собственной корпоративной культуры?

Когда компании требуется новый исполнительный директор (CEO), у нее есть два варианта: назначить своего человека или пригласить кого-то со стороны. Именно CEO — не председатель, не совет директоров и не учредители — задает тон всей работе компании. Он (или она) в любое время суток представляет лицо фирмы для средств информации. Когда CEO делает заявление, Уолл-стрит, конкуренты, аналитики и журналисты изучают его под микроскопом как содержимое чашки Петри.

CEO, как и политикам, представителям духовенства или продавцам, также приходится быть актерами и даже чирлидерами. Они абсорбируют энергию компании и демонстрируют ее на передачах вечерних новостей, на пресс-конференциях и на крупных встречах с заказчиками. Им приходится умиротворять человеческие души, когда возникают проблемы, и возглашать аллилуйю, когда дела идут хорошо. Им надо это делать независимо от личного желания и при этом хорошо смотреться перед камерами. В итоге за всю эту работу им платят большие деньги.

Очень и очень помогает, если CEO достаточно давно пришел в компанию и успел впитать в себя все важные аспекты ее культуры, потому что работа эта трудна и человеку на этом посту требуются все доступные ресурсы.

Сошла ли HP со своего пути?

HP 73 года. Многие из ее прежних лидеров прошли в компании путь снизу доверху, как это было в IBM. Но в последние 13 лет четыре последних CEO не были воспитаны и обучены в традиционном духе “The HP Way”. HP уже не компания Дэвида Паккарда, Билла Хьюлетта, Джона Янга или Люиса Плэтта и не была таковой в течение большей части Века Интернета.

Вопреки всему HP оставалась прибыльной, но с 1999 г., когда в нее пришла из Lucent Кара Карлтон Снид Фиорина, ставшая первой женщиной во главе корпорации из списка Fortune 20, HP столкнулась с рядом неприятностей.

В 2005 г. Фиорину вынудили уйти, так как компания стала терять прибыльность после весьма спорного поглощения Compaq, обошедшегося в 26 млрд. долл., и совет директоров HP снова пригласил CEO со стороны, выбрав Марка Херда из NCR. Его представили как сильного лидера, в котором нуждалась компания. Подход Херда заключался в политике жестких урезаний, чтобы свести концы с концами. Он экономил на исследованиях и разработках, сокращал штат, а затем и производство, а впоследствии влип в персональный скандал, инициированный женщиной, работавшей в HP по контракту. Последнее заставило его покинуть компанию в августе 2010 г.

Не усвоив эти уроки, совет директоров HP в сентябре 2010 г. снова пригласил человека со стороны, на этот раз бывшего CEO компании SAP, ранее долгое время руководившего ее филиалами, Лео Апотекера, которому предназначалась вести HP в XXI век. Через 11 месяцев, после того как тот заявил, что крупнейший по объемам продаж производитель ПК больше не будет выпускать ПК, а купит небольшую британскую софтверную компанию за десять с лишним миллиардов долларов, Апотекеру указали на дверь.

Возможно, он проклинал совет директоров HP на всех пяти языках, на которых умеет говорить, но при этом преуспел в роли гангстера с золотым парашютом, обеспечившим его семью на шесть-семь поколений вперед.

Четыре варяга подряд

И теперь, когда мы подошли к настоящему времени, мало что изменилось. Когда Апотекеру предложили паковать вещи, HP нашла еще одного варяга, члена совета директоров и бывшего CEO компании eBay Мег Уитман. Является ли Уитман компетентным бизнес-управленцем? Безусловно. В течение многих лет она очень успешно работала в руководстве ряда корпораций, а в 2010 г. предприняла неудачную попытку избраться губернатором Калифорнии. Правда, последние месяцы ее пребывания в eBay были не очень благоприятными для бизнеса, в чем был виноват в основном макроэкономический климат 2008—2009 гг. Сегодня дела eBay снова вернулись в здоровое русло.

Однако тут есть вопрос стоимостью в 64 млрд. долл.: тот ли Уитман лидер, который нужен HP сегодня? На своем посту она работает только с 22 сентября 2011 г., и поэтому судить о ее делах еще рановато.

Но прошлогодний приход Уитман в HP не особо впечатлил многих ветеранов ИТ-бизнеса. С тех пор их мнение не очень изменилось.

Начало критики

После двух безрадостных финансовых кварталов и ближайшего плана уволить 27 тыс. сотрудников компании среди отраслевых экспертов уже начинают слышаться призывы к замене нового CEO. Постоянный автор материалов в Forbes Адам Хартунг напечатал 25 мая статью под заголовком “HP не в порядке, и Мег Уитман не тот CEO, кто ее починит”. Сказано сурово, но мир тоже суров. Тому, кто берется за такое дело, как руководство HP, желательно иметь толстую кожу. А Уитман постоянно ссылается на тот багаж, который она приобрела два года назад за время политической кампании, стоившей 160 млн. долл.

Авторы статей в New York Times, Wall Street Journal, Fortune и других изданиях не столь откровенны в выражениях, а больше пишут о том, что ей следует сделать, чтобы выправить курс корабля. Несколько аналитиков неофициально поделились мнением с eWeek, что Уитман — прекрасный управленец, но все же не очень подходящий человек для ее теперешней должности. Значит, можно определенно сказать, у людей появляются сомнения.

Уитман несколько раз говорила о том, что производственные проблемы HP кроются в ее устаревших внутренних системах, что звучит довольно иронично для внешне очень передовой технологической компании. На последней телеконференции по финансовым результатам Уитман сказала, что проблемы HP связаны не с ее продуктами, не с рынком и не с конкуренцией. В данном случае у классической предпринимательской компании накопились иные [читай “внутренние”] трудности. Это совсем другая ситуация.

HP надо взглянуть правде в глаза. Суть не в том, будет ли ее CEO варягом или своим человеком. Суть в том, что это работа для Сверхчеловека, неважно какой профессии, хоть журналиста или кого-то еще.

Обратите внимание на упрямые финансовые факты. То, как инвесторы последнее время сбрасывают акции HP, напоминает, как грузовики с мусором сбрасывают его на свалку. За последние два года рыночная капитализация компании упала на 60% (вдумайтесь в эту цифру!), с 52 долл. до 22 долл. за акцию. В пересчете на всю компанию это составляет примерно 60 млрд. долл.

В компании должен найтись человек, способный стать лидером

60 млрд. долл. можно было бы вложить в исследования и разработки и маркетинг множества новых продуктов. Имя HP, ее история, линейки продуктов и 349 600 работников компании — это реальная сила. Среди них должен найтись человек, имеющий видение, убежденность, бизнес-прозорливость, обаяние, обходительность и, конечно, храбрость, чтобы возглавить эту компанию. С огромной вероятностью можно предположить, что в штате компании уже существует тот, кто может взяться за эту работу.

Сегодня на этом посту правит человек со стороны — Мег Уитман, и ей можно пожелать всяческих удач в мире ИТ. Снимаем шляпу перед каждым, кто осмелился претендовать на эту работу. По ее словам, HP может понадобиться четыре-пять лет, чтобы вернуться на правильную колею, и, вероятно, это правда. Это и составляет вопрос стоимостью в 63 млрд. долл. — получит ли она в свое распоряжение эти четыре-пять лет, чтобы довести дело до конца?

В заключение. В кризис на Уолл-стрит в 2008—2010 гг. мы убедились, что некоторые банки слишком велики для банкротства. Не исключено, что HP слишком велика для управления.