По словам главы Red Hat Джима Уайтхерста, стандартизация (иначе говоря, коммодитизация или компонентизация) технологии через модель открытого исходного кода возвела век информации до уровня информационной экономики, но борьба с проприетарными производителями еще не закончена.
Век информации в конечном счете трансформировался в информационную экономику благодаря стандартизации на основе Linux и открытого исходного кода — но борьба еще продолжается, заявил CEO компании Red Hat.
Компьютер изобрели примерно 60 лет назад, но лишь сегодня мы видим революционные инновации — в частности, в облачных и мобильных вычислениях и в сфере больших данных — которые широко используют новое поколение архитектур с открытым исходным кодом.
“Одна из главных причин этого состоит в том, что мы наконец-то видим настоящую компонентизацию, — сказал Джим Уайтхерст перед тысячами людей, собравшихся на ежегодный Red Hat Summit в Бостоне. — Все больше инноваций впервые нарождается в открытом исходном коде, и это радикальная перемена по сравнению с тем, что было даже пять лет назад”.
Понятно, что Уайтхерст имел в виду стандартизацию или, если угодно, компонентизацию либо коммодитизацию базовой вычислительной платформы на почве которой появляются инновации.
Технологии больших данных были инициативой не какого-то одного производителя, а конечных пользователей и открытого проекта Hadoop. Одной из компаний с новаторскими разработками поверх этой платформы является Cloudera, но она не контролирует Hadoop.
Уайтхерст, ранее работавший в авиакомпании, сравнил Linux и открытый исходный код (программный стек LAMP) с болтами, гайками и другими стандартизованными элементами механизмов, которые привели к взлету инноваций в индустриальную эпоху — таких как двигатели внутреннего сгорания и реактивные самолеты.
Linux и открытый исходный код — двигатели информационной экономики нового поколения, но сражение еще не закончилось. Проприетарные производители еще пытаются контролировать код — средства производства, и эти тиски надо ослабить для более активных инноваций.
Открытый исходный код вышел на широкую дорогу и стал выбором по умолчанию для нового поколения ИТ-архитектур, сказал Уайтхерст, добавив, что если бы проприетарные компании сумели бы запатентовать гайки и болты или закрепить авторские права на отвертки, то люди никогда бы не изобрели реактивные двигатели.
По его словам, критически важны решения, которые мы примем в ближайшие годы, ибо используя новую архитектуру со старыми бизнес-моделями, мы вряд ли многого достигнем.
“Это будет борьба, — заявил Уайтхерст. — Открытость, стандартизация, коммодитизация еще не стали полной реальностью, и мы продолжим за них бороться в предстоящие годы”.
В этом году обороты Red Hat превысили миллиард долларов. Открытый исходный код стал стандартным выбором нового поколения ИТ-архитектур. Инновации на рынках облачных вычислений, мобильных устройств и больших данных впервые зарождаются (исключение — Apple) в открытом исходном коде.
Сражения будут продолжаться, но уже можно говорить, что война выиграна.