Недавно мы рассказывали о новых ламповых и безламповых проекторах ViewSonic. А сегодня предлагаем вашему вниманию основные моменты беседы обозревателя PC Week/RE Владимира Митина с главой представительства ViewSonic в странах СНГ Инной Сорокиной.

PC Week: Как вы оцениваете состояние российского рынка проекторов?

Инна Сорокина: Рынок проекторов — один из немногих сегментов российского ИТ-рынка, который демонстрирует очень хороший рост — только в прошлом году, по оценкам ITResearch, он увеличился более чем на 50%. Мы же в 2011 г. продали в России на 72% больше проекторов (в штучном выражении), чем в 2010-м. В этом году, такого скачка российского рынка проекторов, скорее всего, не будет, но темпы его роста по-прежнему будут исчисляться десятками процентов (прогнозы аналитиков имеют большой разброс и лежат в пределах 20—40%). Рост обусловлен тем, что в России рынок проекторов ещё далек от насыщения. По степени насыщения (инсталлированной базы) наш рынок проекторов в три-четыре раза меньше (в штуках) рынка развитых стран. Не стану называть конкретные цифры, но если говорить об итогах первого полугодия, то они нас радуют. Сами понимаете — расти на растущем рынке проще, чем на стабильном или падающем.

PC Week: А что происходит c данным рынком за рубежом?

И. С.: За рубежом этот рынок не падает. Просто там он развивается не столько количественно, сколько качественно за счет активного внедрения новых технологий. Есть и региональные различия. К примеру, в Юго-Восточной Азии бОльшим спросом (по сравнению с другими регионами) пользуются проекторы на базе технологии LCD. И там мы предлагаем такие проекторы. А в США и Европе более популярна технология DLP. Не всегда такие региональные особенности имеют четкие обоснования. Зачастую они бывают связаны с исторически сложившимися предпочтениями, с популярностью определенного бренда, ну и, конечно, с покупательной способностью населения. В каждой стране есть свои особенности, свой менталитет и усреднять общемировые тенденции не очень правильно.

PC Week: Как вы ранжируете (по значимости) технологические новинки, используемые в современных проекторах?

И. С.: Фича (от англ. feature — особенность, необычное свойство, “фишка”. — Прим. ред.) номер один — это, безусловно, безламповые технологии, сильно снижающие энергопотребление устройств и практически исключающие затраты на расходные материалы для них. Фича номер два — сверхкороткофокусность. Она особенно важна в образовании и при оснащении небольших офисных помещений. Третья особенность не столько технологическая, сколько ассортиментная. Связана она с тем, что проекторы — не столь унифицированные изделия, как, скажем, мониторы. Ведь один и тот же монитор можно с успехом применять дома, в офисе, в учебном классе и т. д. Проекторы же более кастомизированы. Поэтому практически все производители (и мы в том числе, разумеется) стремятся к расширению модельного ряда. Дабы каждый покупатель мог выбрать именно то, то ему нужно. Сейчас в России мы предлагаем свыше 30 моделей проекторов и постоянно работаем над развитием и обновлением своего модельного ряда.

PC Week: Но ведь это осложнит работу сервисных служб…

И. С.: Я так не думаю. Ведь, если говорить о конкретном поставщике, при всем многообразии модельного ряда предлагаемых проекторов их платформы (или, как ещё говорят, ядра, движки и т. д.) не столь разнообразны, как можно подумать. Это как в автомобилестроении — на основе одного и того же шасси и двигателя можно сделать множество вариантов кузовов и салонов. Так и здесь: один и тот же DLP-чип и источник света (именно эти два элемента определяют яркость и разрешение DLP-проектора) можно окружить разными объективами, интерфейсными портами и прочей электроникой. В итоге получатся модели, которые будут сильно различаться и внешне, и в плане спецификаций. В кризис практически все поставщики проекторов сократили свой модельный ряд. Но к настоящему времени большинство поставщиков проекторов (и мы в том числе) докризисный ассортиментный уровень уже превзошли или, по меньшей мере, восстановили.

PC Week: Что можно сказать о популярности и степени распространенности различных типов проекторов?

И. С.: Нельзя утверждать, что какой-то тип проекторов намного лучше других. У каждого типа есть своя область применения и свои сторонники. К примеру, у короткофокусных и суперкороткофокусных проекторов вполне определенная ниша — образование и небольшие офисные помещения. А вот для оснащения больших и средних по величине помещений вполне подходят средне- и длиннофокусные проекторы.

Если говорить о безламповых проекторах, то они появились относительно недавно и в нашей стране их доля в общем объеме продаж пока невелика. Их приобретают в основном те компании, в которых очень тщательно просчитывают общую стоимость владения различными устройствами, включая затраты на электроэнергию и расходные материалы (в данном случае — лампы). Лампы для обычных проекторов достаточно дороги. К тому же они со временем теряют яркость, а то и вовсе перегорают. И их приходится менять. А вот у безламповых проекторов срок службы источников света (лазеров и/или светодиодов) практически превышает срок реальный службы самого проектора. К тому же эти проекторы потребляют настолько мало электроэнергии, что при эксплуатации даже не греются.

Правда, безламповые проекторы пока раза в полтора дороже сопоставимых по яркости и разрешению ламповых устройств, но со временем эта разница будет уменьшаться. Такова тенденция развития любой новой технологии. Взять те же смартфоны: сколько они стоили раньше и сколько теперь? Отдельные модели за год подешевели уже раза в полтора. Кстати, это одна из причин того, что мы ушли со смартфонного рынка — конкурировать с исключительно бюджетной noname-продукцией очень сложно. Однако вернемся к безламповым проекторам. С начала нынешнего года мы продаем 1,3-кг модель PLED-W500 (яркость 500 лм, разрешение 1280×800 пикселов). За время продаж ее цена уже несколько раз менялась, и хотя в полтора раза модель, конечно, не подешевела, тем не менее тренд постепенного снижения себестоимости новой технологии налицо.

А вообще меня удивляет, почему относительно несложная в изготовлении обувь (да и дамские сумки, к примеру, тоже) постоянно дорожает, а высокотехнологичные товары постоянно дешевеют. Сравните сложность изготовления DLP-чипа, содержащего миллионы микрозеркал, расположенных на площади в несколько квадратных сантиметров, и сложность изготовления дамской сумки или пары обуви. А ведь DLP-чип стоит даже дешевле, чем приличная сумка. Однако хочу добавить, что всегда есть люди и компании, ориентированные на технологические новинки и уделяющие цене не так много внимания.

PC Week: Вы совсем не упомянули о степени распространенности проекторов “для дома, для семьи”.

И. С.: В нашей стране основными потребителями проекторов являются не домашние пользователи, а корпоративные: образование, офисы, медицина (по уровню потребления эти сегменты потребителей идут именно в таком порядке). Согласитесь, что в отличие от телевизора, телефона и других полезных гаджетов проектор — все же не самая необходимая вещь в домашнем хозяйстве. Я, к примеру, одно время использовала DLP-проектор в качестве домашнего кинотеатра, но сейчас в случае необходимости смотрю обычный телевизор.

PC Week: Почему? На мой взгляд, большой настенный экран все же имеет определенные преимущества и фильмы (да и фотографии) смотрятся на нем значительно эффектнее, чем на ЖК-телевизоре.

И. С.: Не все так просто. Хороший телевизор можно смотреть и при обычном освещении, а домашний кинотеатр на базе проектора все же требует не только большого экрана, но и некоторого затенения помещения. К тому же большое реалистичное изображение имеет и минусы. У меня, к примеру, ребенок однажды сильно испугался, когда на экране появился огромный поросенок. В общем, вместо проектора (который у нас дома висел на стенке лет пять) мы в конце концов купили большой хороший телевизор. По нашим наблюдениям, люди, которые используют проекторы в своих домашних кинотеатрах, очень хорошо в этих проекторах разбираются. Это у них своего рода хобби, которым они гордятся. Одним словом, сегмент домашних кинотеатров — это все же пока сегмент для очень небольшого круга людей, которые предъявляют особые требования к качеству изображения и его размеру.

PC Week: По каким каналам продаж реализуется проекционное оборудование?

И. С.: За последние три года эти каналы существенно не изменились. По-прежнему 90% проекторов попадают к конечным пользователям через корпоративных реселлеров и системных интеграторов. При этом около четверти оборудования реализуется в рамках тех или иных комплексных проектов. Могу также отметить наблюдаемый в последнее время рост количества небольших региональных проектов, в рамках которых используются не только наши проекторы, но и другое оборудование ViewSonic.

PC Week: Спасибо за беседу.