Аналитик Asymco Гораций Дедью представил общественному мнению статистическую диаграмму, которая свидетельствует о негативной тенденции в продажах ПК на базе семейства операционных систем Windows. Несмотря на то, что эти устройства по-прежнему являются самыми популярными в мире, их отношение к проданным Mac-компьютерам снижается.

Исследователь причислил к Windows-устройствам любые стационарные и мобильные (ноутбуки) с установленной на них ОС корпорации Microsoft (изначально MS-DOS) вне зависимости от аппаратного производителя, тогда как к классу Mac-устройств были причислены все устройства Apple на основе Mac OS, включая iMac, Mac Pro, Mac mini и ноутбуки MacBook. В виде отдельной диаграммы Дедью представил данные с учетом iPad и iPhone, демонстрируют, как появление этих устройств повлияло на общую картину рынка ОС.

Представленная на диаграмме статистика берет свое начало с 1984 г., за который было продано около 2 млн. Windows-устройств против 372 тыс. “макинтошей” — то есть на каждый проданный Apple-компьютер остальными производителями было реализовано почти 6 ПК с ОС Windows. Следующие 10 лет соотношение колебалось в пределах от 6 до 18, но начиная с 1995 года, когда на рынок вышла Windows 95, кривая уверенно пошла вверх: соотношение продаж Windows-ПК и "макинтошей" выросло сначала до 15:1, а затем — до 30:1. В пиковом 2004 г. было продано 182,5 млн. Windows-устройств против 3,25 млн. Mac-компьютеров. Таким образом, кратность составляла уже 56:1. Затем продажи Windows-компьютеров пошли на спад, что стало следствием влияния сразу нескольких факторов. Во-первых, рынок был перенасыщен продукцией. Во-вторых, пользователи начали выражать недовольство ОС Windows XP, а появление ОС Vista к тому же вызвало шквал критики. Наконец, в конце 2003 г. появился довольно удачный iBook G4 и вслед за ним рынок начали покорять многочисленные ноутбуки из продуктовой линейки MacBook, приобретавшиемся потребителями в качестве замены настольным системам.

В 2005 г. из-за перехода Apple на технологии Intel продажи Windows-ПК относительно Mac упали до соотношения 44:1. По итогам 2011 г. этот показатель составляет около 20:1 и по соотношению продаж Microsoft скатилась до уровня 1985 года.

Если к соотношению традиционных настольных систем и ноутбуков добавить еще и мобильные устройства на базе iOS, в немалой степени замедлившие рост ПК-рынка, то диаграмма приобретает еще более угрожающий для Microsoft вид. При такой методике подсчета, реализованной Дедью, если вместе с Mac-компьютерами подсчитать миллионы смартфонов iPhone и планшетов iPad, проданных за последние пять лет, то можно заметить, что общие объемы продаж Apple- и Windows-устройств практически сравняются.

Аналитики отмечают, что с тех пор, как в 2007 г. вышел первый смартфон iPhone, динамика продаж ПК падала по мере появления новых мобильных гаджетов Apple. Несмотря на это Apple стала одной из немногих компаний, которой спад не коснулся. Как сообщалось в докладе NPD Group за июль 2011 г., поставки Windows-ПК в США выросли всего на 4%, тогда как Mac — на 26% по сравнению с тем же периодом 2010 года. Эксперты полагают, что популярность iPhone и iPad лишь подстегивает интерес потребителей к настольным системам и ноутбукам Apple, что поможет последней сравняться по продажам компьютеров с Windows-устройствами уже в ближайшие годы.

Что касается методики подсчета, довольно неоднозначным выглядит то, что Дедью не учитывались продажи за все время смартфонов на Windows Mobile/Phone и планшетов под управлением Windows XP/7, что могло бы существенно изменить общую картину соотношения проданных устройств между Microsoft и Apple.