В то время как ICANN после всех проволочек и системных сбоев, наконец, собрала заявки на новые интернет-домены верхнего уровня по процедуре New gTLD и приступила к многомесячному рассмотрению поданных документов, самое время разобраться в том, через что же потребуется пройти соискателю, захотевшему зафиксировать в корневой структуре Сети близкое своему сердцу буквенное сочетание, стать владельцем нового домена. Но прежде чем пытаться ответить на вопрос “как?”, желательно понять, кому и зачем в принципе могут понадобиться новые структурные единицы Всемирной паутины.

История и статистика

До недавнего времени верхний уровень Интернета исчерпывался некоторым количеством так называемых страновых доменов (приблизительно равным числу государств на планете; применительно к России речь идет о .RU, .SU и .РФ), а также двумя десятками доменов общего назначения — .COM, .NET, .ORG и т. д. И если кто-то хотел “прописаться” в Сети, то по большому счету максимум, на что он мог претендовать — это домен второго уровня, вида “слово.домен”.

В позапрошлом году после долгих дебатов и переговоров с ответственными организациями ситуация стала разительно меняться. В июне 2010 г. было принято решение об упрощении регистрации новых доменных имен верхнего уровня. 12 января 2012 г. ICANN (международная некоммерческая организация, созданная при участии правительства США для регулирования вопросов, связанных с управлением Интернетом) объявила об открытии приема заявок, а 13 июня опубликовала их список. По данным Координационного центра национального домена сети Интернет (КЦ), всего ICANN получила 1930 заявок из 60 стран на 1409 доменов. Спорных имен, на каждое из которых в среднем претендует порядка трех-четырех заявителей, насчитывается 230, а заявок на такие домены — 751 (39% от общего количества).

КЦ подсчитал, что самыми популярными доменами оказались .app (на него было подано 13 заявок), .art (10 заявок), .home и .inc (по 11 заявок). На домены blog, .llc и .book было подано 9 заявок, тогда как на каждый из доменов .design, .movie и .music претендует по 8 заявителей. По 7 претендентов насчитывается на домены .ltd, .news, .now и .store. За домены .baby, .corp, .cpa, .gmbh, .law, .love, .mail, .now, .online, .tech, .vip и .web будут бороться по 6 претендентов. Тем не менее основная масса заявок (1179 заявок) — это домены, на которые претендует только один заявитель.

Среди 1930 заявок, принятых ICANN, насчитывается восемь русскоязычных доменов. Среди них — .ДЕТИ, .МОСКВА, .САЙТ, .ОНЛАЙН, .КОМ и .ОРГ, а также два домена, представляющие интересы сообществ, — .КАТОЛИК и .РУС. Из всех заявок на русскоязычные домены российскими организациями подано три (.ДЕТИ, .МОСКВА, .РУС). Остальные принадлежат организациям, базирующимся в США и Швейцарии, а заявка на домен .КАТОЛИК подана из Ватикана.

Другие заявки из России, по данным КЦ, включают .SKOLKOVO, .GDN, .YANDEX, а также претензии на географический домен .MOSCOW и домен .TATAR, представляющий интересы культурно-лингвистического сообщества.

Начиная с 13 июня, стартовал семимесячный период, когда все желающие могут возразить против той или иной заявки. В целом же рассмотрение документов в ICANN займет от 9 до 20 мес, и этот период может увеличиться, если заявка будет отправлена на доработку.

Зачем это нужно

По мнению президента (теперь уже бывшего) ICANN Рода Бэкстрома, создание большого количества новых доменных имен необходимо из-за быстрого роста мировой интернет-аудитории, которая уже превысила 2 млрд. человек. Происходящий процесс он именует не иначе как революцией.

Генеральный директор российского регистратора REG.RU, осуществлявшего экспертную помощь и консультирование международной компании UK Creative Ideas при подаче одной из десяти заявок на домен .ART, Алексей Королюк смотрит на вопрос шире. По его словам, конкурс ICANN на новые gTLD — это закономерный и жизненно необходимый этап в развитии Интернета. И дело не только в увеличении его аудитории, а в большей степени в том, что требования к качеству интернет-среды тоже резко выросли. Интернет начинает специализироваться, а контент специализированных зон становится более профессиональным и качественным. Именно эти тренды составляют суть процесса создания среды Web 3.0. Конкурс на новые gTLD дает ответственным и добросовестным интернет-игрокам отличный шанс попытаться создать новые специализированные интернет-зоны с качественным профессиональным контентом.

Г-н Королюк считает отнюдь не случайным то, что одно из основных требований ICANN к заявителям — показать общественную значимость вновь создаваемых доменов и то, как они будут способствовать повышению качества интернет-среды. Каким образом это в теории может быть достигнуто, г-н Королюк иллюстрирует на примере проекта зоны .ART. Данный домен призван сформировать единое глобальное онлайн-пространство для мира искусства, обеспечив демократизацию арт-сообщества и арт-рынка путем создания базовой онлайн-инфраструктуры. По мнению г-на Королюка, она гарантирует как свободный обмен информацией, компетенциями, продуктами и услугами в глобальном масштабе, так и формирование на ее основе самими пользователями разнообразных приложений для конкретных видов деятельности различной сложности.

Г-н Королюк уверен в том, что будущее цифровых технологий связано с созданием единого глобального канала циркуляции цифровой информации, без ныне существующего дробления на разные виды связи и соответственно провайдеров. Поэтому проекты, подобные .ART, станут обеспечивать доступ ответственным пользователям через технологии нового поколения, в частности путем создания оптимальной архитектуры функционала и сервисов на платформе IPv6.

Что же касается новых высот качества контента, то, по уверению г-на Королюка, в домене .ART оно будет достигнуто за счет встроенных в его архитектуру эффективных фильтров, которые создадут технологическую основу для нейтрализации киберпреступников, безответственных пользователей и просто производителей “белого шума” в киберпространстве.

Работа над заявкой

Процедуру подачи заявки в ICANN в рамках конкурса на New gTLD глава КЦ Андрей Колесников по сложности когда-то сравнил с выходом компании на IPO. В UK Creative Ideas указывают на то, что каждая заявка должна содержать финансовый план по поддержке доменной зоны и гарантии на случай банкротства заявителя, отвечая в целом на 50 вопросов ICANN, изложенных в “Руководстве для заявителя”. (По свидетельствам очевидцев, упомянутое руководство представляет собой весьма обширный 300-страничный документ.)

Как отмечает председатель правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета (FATID), претендующего сейчас на домены .MOSCOW и .МОСКВА, Дмитрий Бурков, его заявка потребовала тщательной проработки практически всех 50 пунктов анкеты. К формальным он относит лишь вопросы про юридические и банковские реквизиты. Остальные же подразумевали подтверждение заявителем серьезности его намерений, состоятельности, высокого уровня бизнес-процессов, технической готовности, высочайшей квалификации административного и технического персонала (как самого соискателя, так и его партнеров по проекту). Наиболее трудоемкими для FATID оказались вопросы учета интересов Москвы и ее жителей при открытии регистрации доменных имен второго (младшего) уровня.

Стоит отметить, что .MOSCOW и .МОСКВА по классификации ICANN являются так называемыми геодоменами (чьи названия совпадают с наименованиями конкретных географических объектов) и их регистрация невозможна без официальной поддержки проекта со стороны местной администрации. В российской столице таким поручителем Фонда стал департамент ИТ правительства Москвы.

Г-н Бурков указывает на то, что из 1930 заявок в ICANN статус “гео” имеют менее сотни, но в этот список вошли все крупнейшие мегаполисы мира. По его словам, стратегии развития городских доменов имеют общие черты, но вместе с тем концепция каждой “городской” заявки уникальна и обладает яркими отличительными особенностями. Они проявляются как в вопросах подхода к проведению приоритетной регистрации и предоставлению преференций резидентам мегаполисов, так и в вопросах повседневной эксплуатации доменов. Ключевым отличием московских доменов станет создание публичных поддоменов второго уровня для социальных, образовательных, научных и спортивных организаций и объединений столицы, а также формирование каталога гостиниц, музеев, театров, кинотеатров, стадионов и других объектов социально-культурного и туристического направлений. Кроме того, при разработке концепции создания доменов огромное внимание уделялось привлечению к работе над ней органов государственной власти федерального уровня и Москвы, общественных организаций, отраслевых ассоциаций. Как уверяет г-н Бурков, в перспективе широкие общественные обсуждения должны пройти при утверждении правил регистрации младших доменных имен, чтобы учесть мнение москвичей, представителей бизнес-сообщества, правообладателей интеллектуальной собственности и органов госвласти.

Расходы и доходы

Стоимость рассмотрения заявки установлена ICANN на уровне 185 тыс. долл. (Если документы соискателей чем-то не удовлетворят юристов этой организации, то повторное рассмотрение, равно как и все последующие, будет стоить претенденту дополнительно 50 тыс.) Для заявителей из развивающихся стран предусмотрены льготы — для них удовольствие обойдется всего в 47 тыс. долл., которые можно будет выплачивать постепенно. Кроме того, правление ICANN планирует выделять претендентам на домены, имеющим основания для поддержки, грант в размере 2 млн. долл.

Как отмечает Дмитрий Бурков, в соответствии с требованиями ICANN для обеспечения финансовой безопасности проекта также требуется либо внесение на специальный счет в банке довольно солидного депозита сроком на три года, либо предоставление соответствующих банковских гарантий, причем только от банков высшей категории надежности. (С точки зрения ICANN, в России всего одна финансовая организация подпадает под эту категорию — Сбербанк, и именно с ним FATID и заключил соглашение.) Если же говорить о затратах на развертывание всей схемы регистрации доменов в новых зонах, то, по словам г-на Буркова, здесь многое зависит от выбранной модели функционирования домена верхнего уровня. Речь может идти как о сотнях тысяч долларов, так и о десятках миллионов. Например, по оценкам Андрея Колесникова, общая стоимость регистрации, развертывания и дальнейшей поддержки домена .ДЕТИ в ближайшие три года составит примерно 1 млн. долл.

Отвечая на вопрос, каковы самые простые и очевидные схемы монетизации владения доменом верхнего уровня, г-н Бурков указывает на то, что конечная цель создания любого подобного домена — появление дополнительного инструмента самоидентификации заявителя. Монетизация этой самоидентификации может быть прямой, когда регистратура предоставляет широкому кругу пользователей на платной основе через институт регистраторов возможность зарегистрировать то или иное имя в новом домене, а может быть косвенной, когда посредством создания брендового домена происходит повышение капитализации бренда. По оценкам г-на Буркова, именно по такому принципу подали свои заявки на созвучные с их товарными знаками домены многие транснациональные корпорации. Что же касается проектов .MOSCOW и .МОСКВА, то концепция их развития предусматривает прямой возврат инвестиций за счет денежного потока от регистрации младших доменов пользователями как из Москвы и Московской области, так и из других регионов страны и зарубежья.

Как пояснил г-н Бурков, стандартная схема перераспределения доходов в процессе младших регистраций для всех доменов верхнего уровня выглядит следующим образом. Регистратуры отчисляют ICANN взносы на поддержание стабильной работы всей системы адресации Сети, регистраторы же переводят часть полученных ими средств регистратуре, а часть — напрямую ICANN с каждого зарегистрированного доменного имени.

Еще одну возможную схему монетизации описывает глава IQ Group (материнской структуры UK Creative Ideas) Ульви Касимов. Подавая заявку на .ART, его компания исходила из своей инвестиционной стратегии — вкладывать в активы с большим потенциалом роста интеллектуальной составляющей их стоимости. Частью стратегии IQ Group является развитие активов на стыке разных рынков: финансового, культурного, ИТ, ритейла, услуг. По словам г-на Касимова, домен .ART как раз и является истинно синтетическим проектом и его следует рассматривать как венчурный стартап. Согласно концепции, лежащей в основе заявки, проект не только соединит два мира — арт и Интернет, но и позволит обогатить их современными стандартами и практиками, наработанными в таких разных сферах, как финансовые и юридические услуги, ритейл и современные коммуникации, включая новейшие системы интеллектуального поиска и строительство социальных сетей. Это позволит генерировать доход не только и не столько за счет регистрации младших доменов в зоне .ART, сколько за счет различных сервисов. (Подробности финансового плана заявки г-н Касимов не раскрывает, считая это нарушением правил конкурса.)

В какой мере вся эта теория воплотится на практике, мы сможем узнать не раньше начала следующего года, когда ICANN по расчетам одобрит первые заявки по процедуре New gTLD. Для проекта .ART ситуация осложняется некоторой неопределенностью, связанной с наличием у заявителя девяти конкурентов. Как ранее было обещано ICANN, в подобных случаях вопрос будет решаться путем разработки между претендентами некоего совместного соглашения либо проведением аукциона.