В конце прошлого года издание CIO Insight провело исследование IT Investment Pattern Study 2012, главная задача которого состояла в изучении основных направлений расходования бюджетных средств ИТ-подразделений компаний. В онлайновом опросе приняли участие 329 респондентов, имеющих опыт в вопросах бюджетирования и представляющих предприятия, относящиеся к среднему и крупному бизнесу (50 и более сотрудников).

Исследование выявило ряд важных тенденций в планировании ИТ-бюджета на 2012 г., сводящихся в целом к тому, что организации начинают по-новому подходить к формированию ИТ-инфраструктуры за счет разных статей ИТ-бюджета. Чтобы понять, как полученные выводы соотносятся с сегодняшней российской действительностью, редакция PC Week/RE обратилась к мнению экспертов — ИТ-руководителей ряда известных отечественных компаний.

Тренд № 1. В нынешнем году инвестиции в серверное оборудование и ПО виртуализации будут расти медленнее, чем ранее. Помимо этого сократятся расходы на управляемые услуги (managed services), а вот затраты на облачные вычисления, наоборот, возрастут. Причём интересно, что деньги, которые высвободятся в результате таких сокращений, не будут непосредственно направлены на развитие облачных платформ, а пойдут на увеличение бюджетов на мобильность и поддержку инфраструктуры.

Эту точку зрения разделяет ИТ-директор группы компаний “Видео Интернешнл” Алексей Свирский, который убежден, что развитие ИТ-инфраструктуры сегодня связано именно с облаками и мобильностью. “Облака сулят сокращение издержек, а мобильность — повышение эффективности работы сотрудников”, — подчеркнул он. В текущем году “Видео Интернешнл” приступила к переводу ряда своих сервисов в облака, что должно способствовать снижению нагрузки на собственный ЦОД, резервированию сервисов, а также позволит проверить экономическую целесообразность такого шага и оценить риски. Причём ожидается, что в 2013 г. уровень “облачности” в организации еще возрастет.

По мнению же заместителя начальника отдела ИТ КБ “Еврокапитал-Альянс” Олега Белова, корпоративные структуры подвержены влияниям моды так же, как и прочие стороны жизни, а ИТ-составляющая этой структуры наиболее восприимчива к различным технологическим нововведениям, что обусловлено как ИТ-прогрессом в целом, так и дальнейшим усилением информатизации бизнеса. “Зачастую в борьбе за конкурентные преимущества выигрывает тот, кто умеет более совершенно обрабатывать одинаковую исходную информацию, — подчеркнул г-н Белов. — Именно по этой причине с периодичностью в два-три года на ИТ-рынке появляются новые технологии, коренным образом меняющие подходы к корпоративным сетям”.

Так, облачные вычисления стали широко доступны для корпоративного сектора с конца нулевых годов, и технологических проблем для развития информационных систем на их основе не было. Однако единичные случаи “саботажа” (например, реализация смартфонов Sidekick в сети T-Mobile) сильно компрометировали идею использования ее в качестве основы финансовых приложений. Тем не менее в кредитном корпоративном секторе год за годом всё более набирают силу решения, увеличивающие мобильность и доступность информационных ресурсов. Управление бизнесом с территории другого континента стало не редкостью, но неотъемлемым инструментом. Причем, если виртуальные технологии “подтягивались” айтишной составляющей как метод реализации задач, ранее поставленных бизнесом, то мобильные инструменты стали требованием бизнеса, и в этих условиях технические проблемы решаются по заказу не как опция, но как обязательная составляющая.

А вот для директора ИТ-департамента группы компаний “АльфаСтрахование” Андрея Педоренко тренд к снижению интереса к виртуализации представляется удивительным: “На мой взгляд, серверная виртуализация на практике сейчас не имеет разумной альтернативы, а с учетом достаточно эффективных цен на оборудование по сути стала основным путем развития серверной платформы предприятия. Возможно, описанная тенденция имеет отношение к виртуализации рабочих мест (VDI), экономическая эффективность которой действительно неочевидна”.

Что же касается публичных облачных вычислений, то здесь ситуация в текущем году развивается с положительной динамикой, считает г-н Педоренко. По его оценке, выход на рынок нескольких игроков с реальными (и не очень) предложениями облачных платформ создаёт настоящий рынок таких услуг, а текущий год станет стартовым для российских “облаков”.

В отличие от этого мнения заместитель генерального директора по ИТ международной логистической компании “Альбатрос Карго” Михаил Рыстенко убежден, что пик виртуализации пришелся на 2009‒2010 гг., когда, с одной стороны, решения стали достаточно надежными для использования в корпоративной среде, а с другой — появился широкий выбор поставщиков. В результате все, кто хотели, уже сделали виртуализацию частью своей ИТ-инфраструктуры.

Тренд № 2. Ожидается, что в 2012-м, как и в 2011 г., организации будут проявлять наибольший интерес к вложениям в ИТ-инфраструктуру (после нескольких лет снижения этих расходов, что было вызвано экономическим кризисом). Однако если вложения в инфраструктуру в 2011 г. касались в основном оборудования, то в настоящее время они затронут по большей части ПО, обеспечивающее операционную деятельность (operations software).

Андрей Педоренко подтверждает данную тенденцию на примере своей компании, которая продолжает укреплять инфраструктурный базис в основном за счет регионального сегмента. Это, правда, слабо связано с посткризисными явлениями, поскольку компания сформировала и начала реализовывать свой план вложений в ИТ в самый разгар кризиса. В нынешнем же году она в большей степени ориентирована на развитие клиентских сервисов, фронт-офисных приложений и интеграции В2В.

Аналогичная ситуация сложилась в “Видео Интернешнл”, где ПО, обеспечивающее операционную деятельность, является основной статьей ИТ-расходов в последние 15 лет. При этом, по словам Алексея Свирского, в первую очередь речь идет о собственных разработках, что предполагает оплату труда как собственных программистов, так и аутсорсеров.

Со своей стороны Олег Белов отмечает, что бурное развитие экономики стран Востока резко изменило пропорции затрат на аппаратные и программные вложения в СМБ-корпоративном секторе, где избыток техники уже не является уникальным случаем. Экономический кризис явился для многих “отрезвляющим душем”, заставившим переосмыслить затратную стратегию, и ИТ-сектор не стал исключением в этом процессе. “ИТ-бюджет предприятия всё более тщательно “препарируется” с целью выделения пиковых задач бизнеса и сокращения внутрисистемной составляющей, — пояснил г-н Белов. — Задачи, не решающие определенные бизнес-цели и не приносящие осязаемый доход, скорее всего “умирают” на первом этапе обсуждения. Бизнес требует более интенсивного использования ресурсов, а именно это и ведет к увеличению доли затрат на программную составляющую операционной деятельности”.

Эту же мысль продолжает и Михаил Рыстенко, обращая внимание на то, что в эпоху кризиса были сокращены все расходы, кроме критически необходимых, однако закупки оборудования для поддержки и масштабирования бизнеса продолжались. Сегодня же бизнес убедился, что за счёт простого “наращивания мускулов” значительного прироста надежности и производительности добиться не удалось. И поэтому он вполне закономерно обратил инвестиции в более “наукоемкую” и “не быструю”, но гораздо более благодарную ниву — программную оптимизацию.

Тренд № 3. В 2012 г. большой объем вложений будет направлен на расширение использования мобильных технологий. Крупные организации стремительно наращивают набор приложений для мобильных пользователей. В отличие от них компании, относящиеся к сектору СМБ, несколько отстают в использовании новейших технологий и поэтому находятся сейчас только на стадии развертывания мобильных устройств. При этом они также внедряют некоторые бизнес-приложения, такие как ERP- и CRM-системы.

Соглашаясь с данным тезисом, Олег Белов подчеркнул, что мобильные технологии представляют собой пик ИТ-прогресса: “С одной стороны, их можно назвать передовыми, авангардными, но с другой — они наименее изучены и адаптированы к бизнесу с точки зрения безопасности от всевозможного рода угроз”. Таким образом, для ИТ-специалистов, обеспокоенных вопросами надежности и безопасности информационного поля, мобильные технологии не несут ничего, кроме головной боли. Но отказаться от них уже никто не в состоянии: тонкий клиент, управление счетом с наладонника стали обычным делом, неотъемлемым способом ведения бизнеса, а всё большее число компаний имеют если не мобильную, то территориально распределенную структуру бизнеса.

Примечательно, что крупные корпорации, объективно и традиционно являющиеся более консервативными, еще пытаются придерживаться старых традиций, отметил г-н Белов. Однако задержать процесс смещения приоритетов в мобильные технологии они не смогут. Более того, они вынуждены сокращать издержки и повышать эффективность работы с информационными базами, что, несомненно, ведет к внедрению разных специализированных приложений, таких как ERP-, CRM-, PPM-, PLM-, EAM- и других “аббревиатурных” систем.

Несколько иную точку зрения высказал Андрей Педоренко, по словам которого, мобильные приложения для клиентов являются интересной тенденцией, но пока не слишком востребованной в страховании в силу специфики бизнеса. “Мы в большей степени сосредоточены на продвижении бизнес-модели self-service с использованием традиционных интернет-технологий. То есть наша главная цель — не технологические новации, а скорее — бизнесовые, ибо для российского страхования интернет-канал продаж еще является экзотикой. После раскрутки этой модели неизбежно придет черед и мобильным приложениям”, — пояснил он.

Еще более радикального взгляда придерживается Михаил Рыстенко, считая мобильные технологии всё-таки больше игрушками для топ-менеджеров в корпоративной среде: “Людям просто обидно, что за такие деньги они не могут баловаться своими гаджетами каждый час”. Исключение, по его мнению, составляют приложения типа dashboard, обеспечивающие быстрый взгляд на ключевые показатели бизнеса для принятия оперативных решений (сюда входят системы оповещения и мониторинга, которые, правда, уже около десяти лет как активно используются). К числу же действительно новых направлений г-н Рыстенко относит внедрение СМС-оповещений клиентов, что стало возможным в основном благодаря снижению тарифов сотовых операторов на эту услугу.

Тренд № 4. Еще одна крупная сфера ИТ-вложений в 2012 г. — это ИТ-безопасность, и уже сегодня многие компании значительно увеличивают свои ИТ-бюджеты на такие области, как управление идентификацией и правами доступа.

В подтверждение данного тезиса Андрей Педоренко высказал мнение, что в настоящее время информационная безопасность требует всё больших ресурсов — как людских, так и финансовых. Причиной тому являются не только развитие новых “сред обитания” — облачных сервисов, В2В-интеграции, интернет- и мобильных сервисов обслуживания клиентов, но и применение гаджетов в корпоративных средах, например подход bring-your-own-device (BYOD), который в значительной степени зависит от уровня развития ИБ в корпоративной среде. И наконец, “масла в огонь подливает” закон о персональных данных, к реализации положений которого компании всё-таки вынуждены были приступить.

Продолжая эту мысль, Олег Белов подчеркнул, что если в начале века вопросы безопасности по большей части являлись внутренним делом бизнеса, то сегодня это не столько правила хорошего тона, сколько законодательное требование. При этом он обратил внимание на тот факт, что регулирование вопросов безопасности является новым делом, и, следовательно, законодательство не имеет достаточной реализационной базы, толкований и практик. Однако учитывая постоянный рост степени ответственности в этих вопросах (причем не только административной, но и уголовной), компании обязаны вносить в ИТ-бюджет затраты на обеспечение безопасности. Причем, если раньше уровень решений мог быть “кустарным” и удовлетворять лишь текущим потребностям, то сейчас по инициативе регуляторов вносятся жесткие изменения в требования к безопасности, вплоть до появления новых видов лицензируемой деятельности (к примеру, технической защите конфиденциальной информации).

Своё видение ситуации дает и Михаил Рыстенко: “Бизнес медленно, но очень верно движется к пониманию того, что самое дорогое, чем он владеет в ИТ — это информация. И она же обеспечивает самую большую рентабельность от вложенных инвестиций. Поэтому на защиту, обработку, анализ этой информации и должны тратиться основные средства. Можно легко заменить вышедшую из строя “железку”, но информация зачастую уникальна и не может быть воспроизведена заново без значительных повторных вложений”.

Тренд № 5. Одним из наиболее популярных направлений для инвестиций в области корпоративного ПО в нынешнем году становится бизнес-аналитика.

По данному вопросу мнения всех наших экспертов практически совпали. Так, Михаил Рыстенко убежден, что после того как бизнес научится защищать и собирать информацию, самым главным становится ее грамотное использование. “Только от уровня отдачи от накопленной информации зависит возврат инвестиций в ИТ. Без аналитики и автоматизированных систем мониторинга и оповещения по ключевым параметрам бизнеса деньги, вложенные в информацию, не могут дать значимой рентабельности”, — отметил он.

Сходного взгляда придерживается и Олег Белов: “Возраст, когда мы учились быстро бегать, прошел, и теперь важно, в какую сторону мы быстро бежим. А для этого незаменимы средства бизнес-аналитики”. По его словам, в секторе кредитования СМБ эти функции зачастую выполняют не специализированные комплексы, а дополнительный функционал АБС. Окно руководителя “в цвете и с графиками” становится теперь не просто модным атрибутом, а верным ориентиром для принятия решений.

Эту точку зрения поддерживает Андрей Педоренко, по словам которого в финансовой сфере, в частности в страховании, внедрение серьезных BI-решений стало трендом последних лет: “В связи с активным развитием подхода in-memory-calculation, который слегка “отодвинул с пьедестала” казалось незыблемую парадигму корпоративных хранилищ, BI-системы стали “ближе к народу”, сократились сроки их внедрения, заказчиков перестала пугать стоимость таких проектов. И процесс пошел!”.

И наконец, Алексей Свирский полагает, что инвестиции в бизнес-аналитику (аналогично вложениям в ИТ-безопасность, включая управление идентификацией и правами доступа) только подчеркивают общий уровень зрелости ИТ в компании. Когда базовые операции автоматизированы, самое время позаботиться о порядке, удобстве, аналитике и управляемости, подчеркнул он.

Тренд № 6. Кроме того, среди корпоративных приложений большой популярностью в 2012 г. будут пользоваться средства для коллективной работы, системы управления контентом и управления проектами.

Михаил Рыстенко разделяет данную точку зрения, считая, что чем более автоматизирован бизнес, тем большее значение приобретают технологии управления проектами и совместной работы. По его словам, это особенно заметно в быстрорастущих компаниях, реализующих большое число проектов, а также в организациях с развитой территориально распределенной филиальной структурой, которым требуется прозрачная интеграция удаленной работы. В качестве базы для таких систем жизненно необходимо единое информационное пространство — системы управления контентом, интранет-порталы.

Олег Белов, напротив, отмечает, что для кредитных организаций эти направления не являются актуальными. Перечисленные технологии применяются там практически везде, но только точечно для конкретных технологических задач, например для поддержки сайта или внутреннего форума, разработки нового собственного программного модуля, составления плана переезда в новое здание и т. д. Но все задачи такого класса можно решить также с помощью “карандаша и бумаги”, уверен г-н Белов.

Дополняя эту оценку, Андрей Педоренко рассказал, что здесь группа “АльфаСтрахование” попала в “межвременную яму”: с одной стороны, она уже обеспечила себя базовыми сервисами такого класса, а с другой — пока не доросла до создания серьезных корпоративных систем следующего поколения.

А вот по данным Алексея Свирского, в “Видео Интернешнл” средства коллективной работы и управления проектами “отъели” свои 4‒5% ИТ-бюджета несколько лет назад, и теперь продолжают использоваться без серьезных отклонений от этого уровня затрат.