Некогда очень успешный тайваньский производитель смартфонов и планшетов HTC, как известно, сейчас переживает далеко не лучшие времена, столкнувшись со все более возрастающей конкуренцией со стороны Samsung и Apple.

В начале августа HTC сообщила об уже третьем подряд убыточном для компании квартале и падении продаж — прибыль сократилась на 58% до 7,4 млрд. тайваньских долл. или 248 млн. долл. США. Согласно прогнозу HTC, третий квартал для этого производителя не обещает существенного улучшения ее финансового положения — выручка HTC составит 70—80 млрд. тайваньских долл., что на 41—48% ниже прошлогоднего итога. Такой прогноз на торгах в Тайбэе обрушил акции тайваньского производителя на 7% — до минимального за последние два года уровня.

Видимо, чтобы как-то успокоить сотрудников и настроить их на оптимистический лад, Питер Чоу, глава HTC, в своем письме, озаглавленном “Мы возвращаемся”, указывает на стратегические просчеты компании, обосновывает важность радикальных перемен, чтобы замедлить падение продаж, а также призывает общими силами найти способы выхода компании из кризиса: “В компании слишком много разговоров, в то время когда нужно в срочном порядке выработать новую рыночную стратегию. Мы должны что-то делать, но не делаем ничего. Это похоже на бюрократию. Мы разочарованы тем, что наши продажи упали, в то время как рынок смартфонов растет. Быстрый рост компании на протяжении двух лет сменился замедлением”.

В обнародованном Bloomberg внутрикорпоративном письме Чоу также напутствует своих сотрудников прилежно работать и не отвлекаться на “рыночный шум”: “Не позволяйте правилам и нормам влиять на достижение важных целей. Конечно, мы должны следовать определенным правилам и критериям, но не нужно путать их с бюрократическими проволочками, которые нужно искоренить. Компания вновь должна встать на путь инноваций”.

В тайваньской KGI Securities прогнозируют, что HTC будет показывать слабые квартальные данные как минимум до конца года, так как основные конкуренты в лице Samsung и Apple запланировали на второе полугодие множество новых моделей смартфонов и планшетов, в том числе обновленный Galaxy Note, а также iPhone 5 и iPad Mini.

Аналитики пришли к общему знаменателю, что в прошлом, благодаря оригинальному дизайну смартфонов, HTC удавалось получать неплохую прибыль, однако сейчас с пришествием других игроков на рынок Android-устройств компания активно сдает свои позиции.

О поддержке HTC было даже заявлено на уровне правительства Тайваня, сообщило издание Focus Taiwan. Так, министр экономики Тайваня Шин Йен-шиянг заявил: “HTC — молодая, растущая компания, которая все еще в поиске путей своего развития. Все компании переживают периоды спада и роста, и сейчас самое время оказать общественную поддержку нашему бренду”. Министр призвал самих тайваньцев помочь отечественному бренду, покупая их продукты. В пример он привел сотрудников своего министерства, которые поголовно пользуются смартфонами HTC.

HTC была вынуждена покинуть некоторые рынки, чтобы сосредоточиться на наиболее прибыльных. В частности, ею был закрыт офис в Сеуле, так как на высококонкурентном корейском рынке доля тайваньской компании с 2% в 2011 году сократилась до 1% и продолжала снижаться.

Ранее по аналогичной причине HTC покинула рынок Бразилии (доля HTC на этом рынке составляла всего 0,11%), что вызвало у рыночных экспертов шквал критики в отношении HTC, так как бразильский рынок — один из самых быстрорастущих в мире. Только в прошлом году жители Бразилии купили 8,9 миллиона смартфонов. Аналитики предсказывают, что страна уже к 2016 г. обгонит Великобританию, став четвертым по величине рынком смартфонов в мире.

Столкнувшись с ожесточенной конкуренцией на развитых рынках смартфонов США и Европы, компания HTC решила укрепиться в Китае, где доля тайваньского производителя выросла с 2,6% в I квартале 2012 г. до 6% во II квартале. В Поднебесной HTC приступила к расширению команды разработчиков и каналов продаж. Компания ставит перед собой вполне четкую задачу — стать одним из двух самых крупных производителей смартфонов в стране.

Продажи смартфонов в Китае составят по итогам 2012 г. около 150—170 млн. устройств, а через три года они вырастут до 300 млн. единиц, прогнозируют в HTC. Ожидая такую динамику, компания собирается увеличить до конца 2012 г. число фирменных точек продаж в стране до 3500. Самым крупным продавцом телефонов в Китае остается Samsung, у которой более 6000 точек продаж.

Несмотря на предпринимаемые усилия, компания HTC стала лишь восьмым по величине поставщиком мобильных телефонов в мире. По данным Gartner, во II квартале 2012 г. тайваньский производитель смартфонов продал 9,3 млн. аппаратов, а его доля на мировом рынке смартфонов составила лишь 2,2%.

Обращение Чоу перекликается и с мнениями рыночных аналитиков. По мнению экспертов, прежде чем HTC сможет приблизиться к пятерке лидеров, компании необходимо решить ряд проблем. “Мы полагаем, HTC может преодолеть все трудности, однако для этого ей потребуется приложить значительные усилия. Руководство HTC должно коренным образом пересмотреть стратегию компании. В противном случае HTC продолжит испытывать сильное давление со стороны конкурентов, несмотря на наличие в ее ассортименте весьма достойных продуктов”, — считает аналитик Goldman Sachs Роберт Йен.