Технологическая стратегия по созданию и развитию Wi-Fi-сети корпоративного уровня

Когда-то развертывание сети Wi-Fi на рабочих местах заключалось в установке нескольких точек доступа и обеспечении их доступности для сотрудников, подключающих свои компьютеры и ноутбуки. Сегодня доступность и качество Wi-Fi-услуг стали критически важными показателями для эффективности работы компаний практически в любой индустрии.

Это обусловлено тем, что в ИТ-сфере постоянно разрабатываются новые мобильные приложения, а на предприятиях используется всё больше потребительских Wi-Fi-устройств и растёт потребность в организации совместной работы сотрудников в различных офисах, производственных помещениях, торговых точках и других местах. В результате ИТ-менеджеры оказываются перед необходимостью создания Wi-Fi-сети действительно корпоративного уровня — такой, которая была бы надежной, масштабируемой и безопасной.

Статистика и наблюдаемые тенденции указывают на растущее значение Wi-Fi. Например, в США на соединения этого типа приходится более 37% цифрового трафика с мобильных телефонов. А доступ в Интернет с планшетных компьютеров практически полностью — на 90% — обеспечивается с помощью Wi-Fi-подключений, а не через сети 3G/4G.

Одной из главных причин таких изменений в пользовательских предпочтениях является всё большее применение Wi-Fi-техники на рабочих местах. Люди хотят использовать в рабочем процессе свои личные мобильные устройства и при этом рассчитывают на достаточно хорошую пропускную способность предлагаемого Wi-Fi-канала, позволяющую отправлять и получать файлы большого объема. С другой стороны, и пользователям все больше корпоративных приложений предоставляется через Wi-Fi-подключения.

В некоторых случаях Wi-Fi-решения распространяются за пределами офисов — их начинают применять в таких местах, как производственные цеха и шахты. В частности, работающая с консалтинговой компанией Accenture корпорация Marathon Petroleum недавно внедрила систему контроля, интегрирующую Wi-Fi, технологию определения местоположения и небольшие газовые детекторы, носимые в кармане куртки или рубашки, для удаленного мониторинга случающихся в производственном комплексе инцидентов с участием своих сотрудников.

В этой системе стационарные точки Wi-Fi служат для организации интегрированного беспроводного доступа на территории нефтеперерабатывающего комплекса, в то время как мобильные точки, установленные на грузовиках, обеспечивают гибкое подключение для работников, перемещающихся по огромной территории. Мобильные подразделения подключены к центральному коммуникационному узлу Marathon по сотовой связи. Система на основе Wi-Fi-соединений дает работникам чувство уверенности в том, что их местонахождение и безопасность постоянно контролируются и в случае необходимости им будет оказана экстренная помощь.

Усиливая вашу Wi-Fi сеть

ИТ-менеджеры должны проявлять инициативу в развертывании Wi-Fi сетей, помогающих обеспечить сотрудникам и руководству возможность эффективной работы в ситуациях, требующих постоянного и надежного сетевого соединения. Приведём пять важных разделов технологической стратегии, нацеленной на создание и постоянную оптимизацию Wi-Fi-сети корпоративного уровня.

1. Создайте надежную и масштабируемую архитектуру.

Поскольку Wi-Fi-сеть выступает как составная часть общей ИТ-инфраструктуры компании, архитектуру этого сегмента следует тщательно продумать, чтобы она соответствовала требованиям пользователей, бизнес-подразделений и отдельных филиалов. Учитывая постоянно растущее число устройств, применяемых на рабочих местах, Wi-Fi-архитектура должна обладать способностью к быстрому масштабированию.

Весьма распространен вариант архитектуры с централизованной системой управления для всей сети сразу. Централизованное администрирование обеспечивает более эффективное управление и минимизирует потребность в сервисе на местах. Полная архитектура должна включать в себя следующие опции:

  • интеллектуальные точки доступа (как внутри здания, так и снаружи), выполняющие важнейшие сетевые функции — смягчение интерференции, управление ресурсами, выбор диапазона;
  • сервисы для управления сетью и подписчиками, а также для контроля политик. Это обеспечивает необходимую масштабируемость архитектуры, предлагает гибкость в развёртывании, функционировании и управлении для сети с несколькими точками доступа;
  • ядро обслуживания мобильных пакетов, предлагающее основанный на стандартах функционал общего управления подписчиками, политиками и аутентификацией, обеспечивая прозрачную интеграцию услуг для пользователей Wi-Fi.

2. С самого начала планируйте и развивайте систему на основе гибких технологий.

Все, что связано с Wi-Fi, — устройства, сетевое оборудование, производители и стандарты — меняется с той же головокружительной скоростью, как и рынок мобильных технологий в целом. Это означает, что системы, использующие Wi-Fi, должны с самого начала проектироваться готовыми к обновлению и переходу на новые технологии в будущем.

Некоторые изменения ожидаются только в перспективе, по мере того как новые стандарты будут решать проблему расширения пропускной способности и в соответствии с ростом популярности технологических инноваций. Поэтому важно, чтобы ИТ-менеджеры планировали возможность развития создаваемой системы с учетом этих изменений и были готовы к переходу с одного типа сервиса на другой.

3. Защищайте бизнес с помощью более совершенных инструментов.

Завоевывающая все большую популярность тенденция использования сотрудниками своих собственных мобильных устройств для доступа к корпоративным информационным ресурсам, получившая название BYOD (bring-your-own-device), одновременно ставит и ряд вопросов с точки зрения управления сетью и проведения корпоративной политики информационной безопасности. Организации должны знать, кто именно подключился к их сети и с какой целью, принудительно применять стандартные политики доступа, обеспечить соответствие бизнес-процессов рекомендациям аудиторов и требованиям стандартов и нормативов.

С расширением масштабов применения планшетов и смартфонов на предприятии приложения, загружаемые сотрудниками (часто выполняемые в фоновом режиме), могут обрабатывать данные на мобильном устройстве и пересылать результаты в ИТ-службу.

Решения, парирующие риски в области безопасности, находятся в процессе разработки или уже внедряются. Более эффективные технологии защиты данных, встраиваемые в сети Wi-Fi, предлагают автоматическую идентификацию, адаптацию и применение политик с одновременным обеспечением безопасности на уровне персональных устройств. Работающие на них приложения позволяют централизованно отслеживать, как устройство используется, какие сервисы и приложения на нем запускаются и к каким ресурсам разрешён с них доступ.

4. Тесно сотрудничайте с провайдерами телекоммуникационных услуг

Корпоративные ИТ-менеджеры должны плотно взаимодействовать с провайдерами услуг связи для тесной интеграции возможностей Wi-Fi, поскольку пользователи ожидают плавного перехода сервисов от сотовой связи к Wi-Fi-технологиям. Конечно, такая кооперация с провайдерами лучше всего получается у предприятий, уже продающих Wi-Fi-доступ в широких масштабах (это могут быть компании, управляющие, например, стадионами или конференц-центрами). Однако ИТ-менеджерам практически в любом бизнесе следует понимать, насколько важна поддержка Wi-Fi со стороны основных операторов мобильной связи.

5. Рассматривайте альтернативные пути управления сложностью

Поскольку Wi-Fi-решения становятся всё сложнее и при этом повышается их значение, многие ИТ-менеджеры рассматривают вариант привлечения внешнего провайдера для помощи в управлении необходимыми технологическими и организационными изменениями. Возможности управляемых сервисов Wi-Fi скорее всего привлекут внимание со стороны корпоративных заказчиков, стремящихся к созданию гибких корпоративных приложений. Управляемые сервисы обеспечивают таким заказчикам постоянный доступ к самым современным компетенциям и технологиям, необходимым для управления работой и обслуживания Wi-Fi-инфраструктуры.

По мере того как Wi-Fi-технологии выходят за пределы офисов и проникают в заводские цеха, госпитали, стадионы и угольные шахты, увеличивается и потребность в создании более совершенных и разнообразных беспроводных сетей. Новые инструменты и знания необходимы для управления этими сложными, постоянно развивающимися сетевыми структурами и поддержания их в работоспособном состоянии.

Поддержка Wi-Fi-технологий сегодня настолько необходима для успешных деловых операций, для налаживания тесного взаимодействия и мобильной работы корпоративных пользователей, что они становятся неотъемлемой частью повестки дня любого ИТ-менеджера.