В Москве на первом фестивале городских технологий “Инфосити”, прошедшем в рамках празднования Дня города с 30 августа по 2 сентября текущего года, были представлены новинки технологического оснащения транспортной системы столицы, которые уже используются или планируются к запуску в самое ближайшее время.

Из выступления заместителя главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгения Михайлова стало известно, что к концу года будет готово пилотное решение системы управления городским транспортом на базе ГЛОНАСС. Благодаря ей операторы смогут в реальном времени отслеживать перемещение общественного транспорта и в зависимости от ситуации сокращать или увеличивать интервалы его движения, вводить дополнительные единицы техники, корректировать маршруты и пр. При этом все изменения тут же будут передаваться на все пользовательские сервисные приложения и транслироваться на общественных информационных табло. По уверению г-на Михайлова, промышленная эксплуатация данного решения в реальных условиях начнется в первой половине 2013 г.

Частью будущей интеллектуальной транспортной системы Москвы должны стать новые остановочные павильоны двух типов. В спальных районах, на проспектах и шоссе за границами Третьего транспортного кольца будет внедряться более вандалоустойчивый вариант — с высоко расположенным простым электронным блоком маршрутной информации и рекламной “бегущей строкой”. А вот в пределах Садового кольца, в районах центральных магистралей и набережных города речь идет о появлении интерактивных многофункциональных павильонов. Они будут оснащены сенсорными экранами (с технологией тачскрин) и электронными панелями, демонстрирующими различную справочную информацию: место нахождения и время прибытия ближайшего транспортного средства, расписание, схемы маршрутных сетей, дорожная ситуация в городе и т. п. Помимо этого такие остановки предусматривают размещение интерактивной муниципальной и коммерческой рекламы, развлекательного контента, оперативное видеонаблюдение и “тревожные кнопки” для обеспечения безопасности на транспорте и улицах города, предоставление беспроводного доступа в Интернет и возможность подзарядки мобильных устройств. (Информация будет также транслироваться на смартфоны граждан, установивших специальное бесплатное приложение.)

Первые подобные остановки (5—8 шт.), по уверению г-на Михайлова, появятся на Садовом кольце не позднее первого квартала будущего года (точные адреса обещано незамедлительно объявить публично), чтобы успеть протестировать их работоспособность в том числе и в зимних условиях с характерными температурными колебаниями. Как можно было понять со слов главы Департамента ИТ Артема Ермолаева, по характеру пилотной эксплуатации чиновники хотят также проанализировать, какую именно информацию граждане станут выбирать в системе, какими алгоритмами пользоваться. Только после этого будет принято окончательное решение о количестве, полном функционале и стоимости павильонов.

Кроме того, на “Инфосити” были продемонстрированы возможности запущенного в июле сайта parking.mos.ru. На интерактивной карте отображаются перехватывающие, эвакуаторные и подэстакадные парковки, парковки у гостиниц, торгово-развлекательных и бизнес-центров, вблизи объектов социальной сферы. Все они разделены на платные и бесплатные, действующие и проектируемые. Найти подходящую парковку можно по названию, адресу и стоимости. Путём обратной связи автомобилисты могут задавать вопросы, высказывать замечания и предложения. Сайт имеет и мобильное приложение “Московское парковочное пространство Lite”.

Что касается технических новшеств для самих парковочных мест, то на выставке был представлен прототип терминала платной парковки, которая будет открыта уже в нынешнем ноябре на улицах Петровка и Каретный ряд. Помимо традиционных способов оплаты расчет на них предусмотрен также с помощью SMS либо специального мобильного приложения. По словам г-на Михайлова, тариф в пилотном проекте определен на уровне 50 руб. в час. В дальнейшем он будет скорректирован в зависимости от транспортной обстановки в конкретных точках. Но концептуально — чем ближе к центру захочет припарковаться автомобилист, тем дороже ему это обойдется.

Из других транспортных новинок стоит отметить запущенный в июле проект мобильного визуального контроля. По улицам столицы, по маршрутам, опубликованным на сайте Департамента транспорта, в настоящий момент курсирует порядка 110 автомобилей, оснащенных комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Бригады из двух человек фиксируют нарушения ПДД и правил парковки (неоплату, игнорирование разметки и проч.). Полученная информация в реальном времени передается в центр обработки данных, и сразу в автоматическом режиме начинает формироваться постановление об административно-правовом нарушении, после чего оно направляется по почте нарушителю для оплаты штрафа. (Утверждается, что такая система более эффективна и дешева по сравнению со статичным камерами.)

Как сообщил г-н Михайлов, в зависимости от результатов проекта он будет расширяться либо за счет увеличения маршрутов действующих бригад, либо путем закупки новых автомобилей. Пока чиновник с удовольствием отметил, что в июле-августе, с введением новых штрафов и запуском комплексов, количество нарушений на охваченной территории снизилось на 30—35%.

В контексте этого проекта автомобилистов не может не заинтересовать информация о том, что в ближайшее время системой автоматической фото- и видеофиксации оснастят еще и новые общественные автобусы, чтобы и они могли запечатлеть нарушителей движения и номера неправильно припаркованных автомобилей. Сейчас, по словам г-на Михайлова, проходят последние согласования технических нюансов с ГИБДД, которые должны завершиться в течение одного-двух месяцев.

Итак, транспортная среда Москвы меняется буквально на наших глазах. А фестиваль “Инфосити”, возможно, станет ежегодным.