Для успешной реализации облачных услуг не только в российских мегаполисах, но и в региональных центрах и в других городах страны требуется построение сети ЦОДов. Чтобы получить облака высокого качества, такие сети должны располагать надежными широкополосными телекоммуникационными каналами; при этом их инфраструктура становится все более сложной, а сами проекты все более дорогими.

В связи с тем, что технологически провайдеры выдвигают требования, согласно которым задержка при передаче пакета не должна превышать 10 мс, дата-центры, в которых установлено оборудование для обмена данными, следует располагать не далее чем в нескольких сотнях километров от потребителей.

Однако в России, в отличие от многих развитых стран, плотность населения на территории страны различна: на севере и в Сибири она меньше, в центре и на юге — больше. Из экономических соображений ЦОДы пока целесообразно строить в густонаселенных районах — в Центральном округе, в Поволжье, на Урале и в южных регионах. Это позволит охватить более половины потенциальных заказчиков облачных услуг.

Одним из лидеров российского рынка аутсорсинговых дата-центров по числу стоек является компания “МегаФон”, которой принадлежит 13 дата-центров в десяти городах. Набирает обороты и серьезный ЦОДостроительный проект “Ростелекома”, который уже сейчас входит в пятерку ведущих операторов коммерческих дата-центров высокой надежности.

Участие в федеральных целевых программах, таких как “Информационное общество (2011 — 2020 гг.)”, куда входит создание национальной платформы для распределенной обработки данных, дало “Ростелекому” стимул для активного строительства дата-центров в регионах.

К настоящему времени для поддержания работы облачной платформы национальный оператор связи построил сеть из семи дата-центров, способных выдержать одновременное подключение до 25 млн. пользователей. Эти семь площадок расположены в макрорегиональных филиалах (в бывших межрегиональных компаниях “Связьинвеста”). Предполагается, что до конца 2012 г. все эти ЦОДы будут переведены на облачную платформу и будут резервировать друг друга.

Сейчас усилия оператора сосредоточены на проекте дата-центра на московском заводе “Серп и молот”, который планируется запустить в середине следующего года. Этот ЦОД придет на смену вычислительным мощностям “Ростелекома” в Москве на Сущевском валу, в точках обмена трафиком М-9 и М-10.

Площадь машинных залов на “Серпе и молоте” составит порядка 10 тыс. кв. м. Общее количество стоек — 3200. Не исключено, что после завершения московского дата-центра сеть ЦОДов “Ростелекома” станет одной из крупнейших в мире.

ЦОДовская инфраструктура “Ростелекома” — далеко не единственный многообещающий облачный проект на российском телекоммуникационном рынке. Довольно интересным с технической точки зрения, хотя и более скромным по масштабам является проект сети дата-центров Cloud-IX.net под брендом DataHouse.ru и виртуальных телекоммуникационных сервисов на основе облачных технологий, анонсированный компанией ФИЛАНКО.

Она предлагает своим пользователям универсальную услугу размещения операторских узлов связи и клиентского оборудования во всех городах присутствия, а это дата-центры в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Владимире, Екатеринбурге, Красноярке, Киеве и Одессе. Большая часть дата-центров сети уже функционирует, некоторые находятся ещё в стадии строительства. На всех площадках DataHouse.ru присутствуют как магистральные и альтернативные операторы связи, так и точка обмена трафиком Cloud-IX.

На принципах облачных технологий построена сеть, объединяющая все локальные точки обмена трафиком. Целевая аудитория данного проекта — альтернативные операторы связи. Основная идея Cloud-IX заключается в том, чтобы всех включенных в проект операторов объединить в единое информационное пространство без их физического присутствия в этих точках обмена.

Включившись в точку обмена в своем городе, оператор-клиент может получить трафик с любых других точек, входящих в проект Cloud-IX, а это — пункты обмена трафиком в городах России и за границей: MSK-IX, SPB-IX, DE-CIX, LINX, AMS-IX, VKONTAKTE, MAIL.RU и многие другие.

Несмотря на диспропорцию между спросом и предложением облачных услуг в России, этот рынок постепенно формируется в технологическом и коммерческом плане, становится все более интересным для клиентов.

По мнению аналитиков, с развитием публичных облаков цены на сервисы будут снижаться. Новые игроки сделают услуги более привлекательными и с точки зрения функционала. Кроме того, потенциальные подписчики из числа предприятий малого и среднего бизнеса поймут преимущества использования ИТ из облака. Тем не менее, считают специалисты, до наступления этого этапа остается еще не менее трех-четырех лет.