В начале этого года руководство холдинга “АйТи” объявило о серьезной реструктуризации своего направления ECM (управление корпоративным контентом), суть которой заключалась как в его сугубо организационной перестройке, так и в существенной коррекции самой философии продвижения этих средств на рынок. Во главе созданной компании “Логика бизнеса 2.0” встала Мария Каменнова, один их самых авторитетных в нашей стране специалистов в области процессно-ориентированного управления, которая тогда же сформулировала свое понимание проблем ECM в тесной увязке с использованием методов BPM (управление бизнес-процессами).

Как выполняются намеченные планы по развитию ECM-направления? Что удалось сделать, какие встретились трудности, как вы их преодолевали?

Придя в “АйТи”, я видела перед собой две основные задачи для компании “Логика бизнеса 2.0”. Первая — это создание структуры, которая могла бы работать на стыке направлений ECM и BPM, интегрируя их между собой при реализации конкретных проектов. И вторая — организационно построить работу компании и отношения в коллективе таким образом, чтобы она могла эффективно применять лучшие западные достижения в российских условиях. А именно — чтобы у нее было передовое мировое видение проблем и методов их решения, но в то же время она имела российскую гибкость в управлении и принятии решений, с быстрой, адекватной реакцией на происходящие на местном рынке перемены (крупные западные компании — это очень сложные и довольно неповоротливые организации). Для построения такой организационной структуры потребовалось откорректировать существовавшие бизнес-процессы, внедрить некоторые дополнительные учетные системы. Трудности есть, но в целом все идет в плановом порядке.

На самом деле главной проблемой является, конечно, первая задача. Не в том плане, что у нас что-то не получается, — нет, все развивается, как я уверена, достаточно успешно. Просто это требует более значительных усилий. Главная трудность заключается в том, что тут мы зависим от внешних факторов, от рынка, от того, как наши идеи и предложения воспринимаются заказчиками. Фактически речь идет о формировании нового рынка ECM+BPM и о задаче стать ведущим экспертом на нем. Уже спустя несколько месяцев после создания “Логики бизнеса 2.0” мы очень четко увидели, что идем верной дорогой, что мы точно распознали неудовлетворенность спроса на рынке и правильно спрогнозировали развитие этих потребностей.

По каким критериям вы оцениваете “попадание в яблочко” при решении вашей целевой задачи?

После официального образования “Логики бизнеса 2.0” мы начали формирование в ней BPM-практики за счет привлечения соответствующих специалистов, в том числе тех, кто раньше работал со мной. Так вот, поступавших к нам на работу BPM-сотрудников мгновенно разбирали идущие в компании крупные ECM-проекты. Сейчас, основываясь на вполне конкретном опыте, уже можно утверждать: любой ECM-проект (в том числе развёртывание СЭД или электронного архива) около трети своего бюджета должен выделять на трансформацию у заказчика бизнес-процессов.

Еще один очень интересный момент — актуальность темы “Архитектура предприятия”. В несколько упрощенном виде задача тут состоит в построении модели работы организации, для чего требуется, в частности, выявить и описать все ее бизнес-процессы. Эти вопросы хорошо понятны на западном рынке, есть методы и инструменты их решения, но мои попытки реализовать эти предложения в России я не могу назвать очень уж успешными, хотя отдельные проекты все же были. Руководители наших предприятий чаще всего не совсем понимали, зачем им это нужно, придерживаясь позиции “работает организационная система, и пусть дальше работает”.

Сейчас мы хорошо видим, что абстрактная задача построения архитектуры предприятия действительно пока не очень востребована в России. Но столь же явно она уже сейчас нужна в рамках решения крупных ИТ-проектов, точнее, через их реализацию компании почти неминуемо приходят к необходимости создания архитектурной бизнес-модели своей организации.

Вы сказали, что с внутренней реорганизацией компании нет особых проблем. И все же можно узнать — как у вас устроена работа?

Я не говорю, что там нет трудностей, просто всё зависит от нас самих. Некоторые неожиданности есть и тут. Например, поначалу мы хотели организационно разделить компанию по трем основным практикам — ECM, BPM и ЭХД (электронные хранилища данных) и наладить учет работы (доходы, прибыль и пр.) по этим трем слоям. Но опыт показал, что такое горизонтальное деление сейчас не годится. Получается, что нам нужно скорее создание проектной структуры управления с использованием общего пула ресурсов, в первую очередь, конечно, кадровых, компании в целом.

Какие актуальные проблемы развития данного рынка, на ваш взгляд, не находят еще достаточного понимания со стороны заказчиков?

Хотя я сказала об интересе компаний к связке ECM+BPM, все же говорить о 100-процентном понимании актуальности именно такого подхода к автоматизации еще рано. Доля тех, кто не хочет слушать о реинжиниринге и формулирует задачу “оставить всё, как есть сейчас, но с ИТ”, еще велика. Тут нам всем нужно еще работать и работать. Разумеется, основным двигателем в этом плане являются изменения объективных требований рынка, но субъективные факторы — пояснения, доказательства, демонстрация опыта — тоже очень важны.

Вообще, технологические возможности расширяются очень быстро. Мы переходим в эпоху всеобщей мобильности, точнее говоря, того, что называют digital life, “цифровая жизнь”, когда вся наша жизнь — и на работе, и дома, и на отдыхе — будет пронизана информационным и коммуникационными технологиями. Многие еще не стали так жить, многие живут, но не очень осознают, что уже перешли в новую эпоху. “Цифровая жизнь” — это когда человек постоянно находится в контакте с информационным внешним окружением, всегда на связи. Если, конечно, он по собственному желанию не отключился сам. В этом разница между тем, что было раньше, и что есть сейчас. Раньше что-то нужно было сделать, чтобы выйти на связь, а сейчас — чтобы выйти из этого “постоянно-связного” состояния.

Сегодняшняя проблема и для нас, поставщиков ИТ, и для заказчиков заключается в том, чтобы двигаться в цифровое будущее не интуитивным способом, не методом проб и ошибок, а планомерными шагами, четко понимая, куда и каким образом мы должны попасть, хотя бы в видимой перспективе.

Я сказала про коммуникации, но то же самое нужно отметить и про ECM. Масса российских компаний воспринимают сегодня “корпоративный контент” лишь как множество официальных документов с гербовыми печатями (пусть даже электронными). Не понимая при этом, что контентом (причем очень ценным, в том числе и при решении юридических конфликтов) служит масса информации, хранимой в почтовых системах, в социальных сетях и на многих других ресурсах.

Хочу еще раз повторить свою позицию, о которой говорила и раньше: мы как поставщики ИТ должны идти впереди наших заказчиков, помогая им продвигаться к повышению эффективности работы, а не плестись в хвосте. Хотя, конечно, забегать сильно вперед тоже нельзя, нужно понимать разумную, оптимальную дистанцию.

Методология, изменение бизнес-процессов — очень хорошо и понятно. Но на практике все это должно быть реализовано в виде конкретных систем, конкретных технических решений. Что ваша компания предлагает сейчас в продуктовом плане?

Да, конечно, методология и собственно ИТ — это две стороны одной медали. Я не сказала этого сразу, но реорганизация нашего продуктово-технологического хозяйства также была одним из ключевых направлений работы нашей компании в первые месяцы после ее формирования. И мы буквально на днях официально объявим о завершении нашей “инвентаризационной” деятельности и о нашей стратегии будущего развития продуктовой линейки.

Если кратко, то суть этих объявлений заключается вот в чем. Во-первых, мы четко заявляем, что этап создания СЭД-решений уже закончился (впрочем, мы говорили об этом еще несколько лет назад) и мы будет формировать (точнее — продолжать, потому что делать это мы начали давно) ECM-системы. До сих пор у нас было линейка продуктов под названием “БОСС-Референт” с ориентацией на различные базовые платформы (основная — IBM Lotus). Теперь мы меняем название своего семейства — оно будет продвигаться на рынок под маркой “Логика ECM”, что является отражением идеи ECM+BPM. Но, разумеется, речь идет не просто о смене вывески. В принципиальном плане мы переходим от платформенно-ориентированного принципа разработки ПО к предметно-ориентированному. То есть это будут решения, предназначенные, например, для корпоративной финансовой функциональности (“Логика ECM. Финансовые документы”) , государственного сектора (“Логика ECM. Госуправление”) и др. В качестве технической основы мы будем применять средства IBM (FileNet и Lotus) и открытое ПО (Alfresco и JBoss). Очень скоро мы сообщим обо всем этом подробнее.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ЛОГИКА БИЗНЕСА 2.0”