Компания Infosys, некогда ведущее предприятие ИТ-отрасли Индии, столкнулась с массовым исходом руководителей высшего звена. Причинами этих уходов и замедления роста бизнеса Infosys может послужить многое, но это также указывает на изменения в понятии аутсорсинга.

В течение трех месяцев после ухода главного операционного директора Ритеша Иднани из Infosys BPO уволился целый ряд ведущих сотрудников.

По последним сведениям, Амит Котиял, возглавлявший в Infosys BPO работу по ряду вертикальных рынков, Майкл Вонг, глава китайского офиса компании, и Айан Чакраборти, региональный директор в Филиппинах, также покидают свои посты. Чуть ранее Шаджи Фарук, возглавлявший в материнской Infosys направление финансовых услуг, перешел на работу к конкуренту, в компанию Wipro.

По словам Свами Сваминатана, главы компании Infosys BPO, “тенденции нет”, и беспокоиться не о чем. Но, несомненно, такой массовый уход топ-менеджеров в течение трех месяцев не может не насторожить. Если верить некоторым источникам, знакомым с отраслью, в ближайшем будущем могут произойти и другие отставки.

Дела у Infosys BPO шли лучше, чем у ее материнской компании: за июньский квартал выручка выросла на 22% и достигла 494,5 долл. Infosys BPO увеличила заработную плату своим сотрудникам в среднем на 8%, в то время как материнская компания оставила уровень зарплат на прежнем уровне, сославшись на неопределенность развития бизнеса в ближайшей перспективе.

Существует несколько вероятных причин недовольства сотрудников Infosys и Infosys BPO. Во-первых, Infosys находится в процессе реструктуризации (меняет стратегию с Infosys 2.0 на Infosys 3.0). Во-вторых, компания, возможно, до сих пор пытается смириться со сменой руководства после того, как соучредитель корпорации Нараяна Мурти ушел на пенсию, а Нандан Нилекани принял более выгодное предложение стать председателем правительственной комиссии по внедрению программы электронных удостоверений в Индии. Уже по крайней мере год темпы роста Infosys ниже чем отрасли в целом.

В-третьих, общеизвестно, что даже за самую простую работу Infosys устанавливает цену выше среднеотраслевой. Возможно, это послужило причиной оттока клиентов к конкурентам.

Но важнейшей причиной является экономическая нестабильность, которая влияет на процесс принятия решений при формировании бюджета на ИТ во всем мире. В результате ИТ-компаниям приходится модифицировать свое товарное предложение в попытках предоставить клиентам больше адаптируемых решений.

Infosys, чьи наличные средства на балансе составляют более 3 млрд. долл. США, столкнулась с критикой, исходящей от аналитиков и инвесторов. Конкуренты, такие как Tata Consultancy Services и Wipro, расширили свой бизнес за счет ряда поглощений. В новостях прошла информация, что Infosys Technologies также готовит почву для будущих поглощений, чтобы развивать свои продукты и платформы, которые будут ответственны за треть выручки компании в следующие пять-семь лет. В настоящий момент на этот сегмент приходится только 6% выручки.

“Мы стремимся развивать IP-решения, а также заключать партнерские соглашения с нашими клиентами для усиления IP-бизнеса компании, так как этот сегмент становится для нас очень важным. Мы также рассматриваем возможность проведения сделок по поглощению…, чтобы превратить эти активы в новые продукты и платформы”, — отметил глава компании Infosys и ее управляющий директор С.Д Шибулал на мероприятии Infosys Innovation Day в Бангалоре.

“Мы ищем активы, которые помогут нашим клиентам трансформировать свой бизнес. Например, мы можем совершить поглощение компании на сумму 20 млн. долл., но при этом имеем возможность получить бизнес потенциальной стоимостью 200 млн.”, — считает Санжей Пурохит, старший вице-президент Infosys и главный в ней по продукции, платформам и решениям.

Согласно отчету агентства KPMG под названием “Смерть аутсорсинга”, в отрасли бизнес-сервисов намечается революция, полностью отрицающая традиционные парадигмы сервисов общего пользования и аутсорсинга и вместо этого признающая принцип создания сервисов поддержки, ориентированных на потребности и приоритеты предприятия в целом.

Я приведу несколько абзацев из этого отчета, которые наилучшим образом описывают природу изменений, происходящих в отрасли аутсорсинга:

“Начиная с крупных сделок на ниве ИТ-аутсорсинга в 90-х и затем в ходе развития оффшорного аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, пришедшегося на 2000-е годы, компании постоянно искали способы использовать стратегии привлечения сторонних ресурсов с целью снижения затрат на услуги бэк-офиса.

Являясь частью комплексной стратегии, аутсорсинг зачастую становится катализатором изменений, которые подталкивают компании к внедрению новых процессов и технологий, помогает снизить издержки, воспользоваться способностями лучших специалистов в мире и изменить бизнес-стратегию компании через работу с партнерами.

Но сегодня средняя стоимость сделки на этом рынке намного меньше, требования к производительности более высокие, к тому же многие поставщики предоставляют более комплексные сервисы, располагая лучшим знанием отрасли и отличным видением бизнеса. Несмотря на то, что цена вопроса по-прежнему является основным критерием, успех зрелых бизнес-партнерств больше обусловлен тем, какой вклад аутсорсинг привносит в развитие бизнеса, нежели тем, сколько он позволяет сэкономить.

Сервисы общего пользования также постепенно развивались и больше не представляют собой только инструменты управления простыми операциями клиентов и ввода данных. Во многих компаниях аутсорсинговые услуги превратились в обширный ассортимент комплексных сервисов, и в результате являются частью внутреннего бренда. Действительно, мультифункциональные каптивные центры предоставления услуг являются примером успешного применения концепции мировых сервисов совместного пользования. Многие организации монетизировали этот актив и продали свои каптивные компании, которые впоследствии стали коммерческими поставщиками услуг с отраслевой и функциональной экспертизой.

В течение последних пяти лет в отрасли, особенно на западных рынках, начались заметные изменения, которые трансформировали понятия традиционных основ предоставления бизнес-услуг. Например, сегодня облачные вычисления и социальные сети являются непременными атрибутами бизнес-стратегии. Они изменяют не только принципы общения с семьей и друзьями или хранения музыки, но и основы ведения бизнеса, сбора данных или предоставления технологических решений. Это не просто новые технологии; они демонстрируют изменения поведенческой парадигмы во взаимоотношениях бизнеса и потребителей, использовании информации и торговле.

Вероятно, основное изменение заключается в изменении портрета пользователя. Традиционными дешевыми арбитражными рынками всегда были Индия, Китай и другие страны Азии. Однако, успех предприятий аутсорсинга и производства товаров обусловил появление в этих странах среднего класса, который продолжает быстро расти, что увеличивает стоимость труда и расширяет базу потенциальных клиентов для многих компаний.

Поскольку эта тенденция является причиной исчезновения преимуществ рынка труда в этих странах, как нужно поступить организациям, чтобы эффективно обслуживать новые рынки, и где же новый уровень экономии на услугах бэк-офиса?

Ввиду того, что большинству компаний предпочтительнее получить несколько миллионов новых потребителей, чем 20% дополнительной экономии на ИТ, финансовых и бухгалтерских услугах, конкурентным преимуществом будут обладать те, кто сможет получить доступ к новым клиентам и эффективно вести бизнес на этих новых рынках, предлагая более низкую цену, обладая лучшими данными и сведениями о рынке и обеспечивая гибкость в ведении дел”.

Ответы на все вопросы, касающиеся изменчивого рынка аутсорсинга, не будут простыми. Но победителями станут те, кто сможет адаптироваться к изменениям быстрее остальных.

Я надеюсь, что для Infosys это еще не слишком поздно.