В ходе состоявшейся во время TechEd '2012 презентации новой серверной системы представители Microsoft настойчиво продвигали ее как “облачную ОС”, подчеркивая ее способность работать в “облачном масштабе”.

“Облачная ОС преобразит ЦОДы”, -- гласили слайды наряду с множеством знакомых слов, таких как масштабируемость и эластичность, разделение ресурсов, отказоустойчивость, автоматизация и самообслуживание.

Да, это все облачные технологии.

Но при всей этой моде на “облачный масштаб” -- как быть с десятками тысяч небольших австралийских компаний, которые на самом деле не нуждаются в такой инфраструктуре? Я о тех, кому даже серверные комнаты не нужны, не говоря уже о ЦОДе.

Зачем им брать на себя бремя по модернизации своих серверов?

Ведущий программный менеджер отдела корпоративных продуктов Microsoft Джефф Вулси, по всей видимости, ответ на этот вопрос подготовил заранее: “Одна из наших целей в отношении Windows Server 2012 — сделать его масштабным и распространенным продуктом. С учетом потребностей небольших и средних компаний мы вложили значительные средства, чтобы упростить его эксплуатацию”.

Новые возможности по управлению серверами, включенные в Windows Server 2012, без сомнения, упростят жизнь системным администраторам, но это добавит проблем небольшим консалтинговым ИТ-фирмам.

“В Server 2012 мы поменяли саму парадигму способа развертывания и администрирования сервера, — продолжил он в том же духе. — Представим, что нужно установить шестнадцать машин. Раньше вы должны были подключиться дистанционно (по RDP) к первому серверу, внести изменения, сконфигурировать его, затем подключиться ко второму, проделать все то же самое… И так по каждому серверу. В Server 2012 есть Server Manager, встроенный в каждую машину, которую вы покупаете, и предназначенный для задач мультисерверного управления”.

Дальше Вулси говорит о других новых возможностях, таких, как обновление ПО с учетом объединения серверов в кластер, когда одновременно обновляются все виртуальные серверы в узлах кластера, а их перезагрузка выполняется таким образом, что это не приводит к перерывам в предоставлении сервиса.

Всё это хорошо, но есть же некий минимальный размер кластера, при котором затраты на изучение новых возможностей окажутся нецелесообразными по сравнению со старомодным подходом — обслуживанием серверов одного за другим?

И уж, конечно, благодаря доступным сегодня облачным сервисам (таким, как облачный Exchange) и при той вычислительной мощности, которой обладают современные серверы, бизнес вполне может вырасти до значительных размеров, не испытывая необходимости в использовании более одной машины, не говоря уже о кластере.

Ответом на этот вопрос, по версии Microsoft, является то, что даже младшая версия Windows Server 2012 под названием Essentials edition включает в себя возможность приобщиться к облачным сервисам.

“Многие маленькие компании хотели бы, чтобы их электронная почта размещалась на облачном сервере вместе с другими приложениями. Значит, они готовы переместить большинство своих сервисов на платформу Office 365 или в ЦОДы поставщиков услуг, предоставляющих сервис электронной почты. Продукты серии Essentials позволяют понять, как осуществить такое перемещение”, — пояснил Фил Голди, директор подразделения серверов и вспомогательных программ Microsoft в Австралии.

Меня поразило, что все эти акценты на ЦОДах и мобильном доступе, предоставляемые, конечно, не только Microsoft, но и всей индустрией в целом, фактически означают, что инфраструктура среднего масштаба фактически обречена на вымирание. В самом этом факте нет ничего плохого. Изменения несут в себе новые возможности. Однако совершенно точно, что небольшие компании, создавшие и поддерживающие такую инфраструктуру, погибнут.

Если все продукты, которые у нас есть, либо имеют облачный масштаб (уф-ф-ф!), либо основаны на принципе BYOD (“принеси собственное устройство”), то это, конечно, оставляет некоторые пути для кустарей-одиночек, зарабатывающих на установке Exchange-серверов для десятка пользователей и контролирующих в течение пары дней их функционирование.

В Microsoft с этим не согласны.

“Другая тенденция, видимая на локальном уровне, если вы посмотрите на мир глазами наших партнеров-поставщиков, заключается в том, что они начинают предоставлять услуги по модели “белой упаковки” (когда для продвижения продукта используется собственный бренд) либо напрямую, либо через дистрибьюторов, открывая возможности для тысяч и тысяч небольших бизнес-партнеров, — продолжил Голди. — Если бизнес-партнер не хочет больше поддерживать инфраструктуру, он может остаться в роли доверительного консультанта для заказчика”.

Что ж, может быть, и так. Но разве большинство этих парней не пришли в ИТ для того, чтобы работать с компьютерами? Бесконечные встречи с клиентами по поводу бизнес-требований и планов роста, по всей видимости, далеки от их представлений об интересной работе. Так же, как и работа в дата-центре, где им придется расстаться с привычным чувством независимости.

Какое будущее ожидает их?