Как известно, Япония славится своими долгожителями, которым за сто. Вот и одна из старейших японских и мировых компаний — Panasonic — уже скоро, в 2018 г., минует столетний рубеж. На мероприятии Panasonic Open House, организованном и проведенном российским подразделением компании, была продемонстрирована несвойственная для столь почтенного возраста способность гибко реагировать на изменения экономической и политической среды, менять внутреннюю организационную структуру, вписывать свои решения и продукты в новые реалии бизнеса и, в частности, усиленно развивать корпоративное направление.

Вице-президент “Panasonic России” Масато Накамура заявил о завершившейся реорганизации бизнеса компании, о желании “слушать и слышать заказчиков”. Таковыми г-н Накамура считает прямых партнеров (дистрибьюторов, системных интеграторов), инсталляторов, субдилеров, а также конечных бизнес-пользователей, непосредственно работающих на решениях Panasonic в самых разных сферах. Выступили на мероприятии и представители основных структурных подразделений, рассказавшие о ряде системных решений компании для различных сфер бизнеса и о знаковых проектах. Характерно, что все выступавшие подчеркивали экологичность представляемых решений, особенно выделяя их нацеленность на экономию электроэнергии и оптимизацию ее потребления, что нельзя не признать очень актуальным для современного мира (для обозначения спектра энергосберегающих и экологичных технологий компания использует термин eco ideas).

Спектр системных решений для бизнеса

Герман Гаврилов, руководитель подразделения развития бизнеса “Panasonic России”, отметил, что произошедшая в компании глобальная реорганизация была, возможно, самой значительной за всю ее историю и по своей сути означает уход от технологической модели организации бизнеса. В результате этой работы в компании остались три “бизнес-поля” — так называемые “системные”, т. е. ориентированные на бизнес-клиентуру решения, клиентское направление, а также компоненты и оборудование. В российском подразделении в русле реорганизации был создан специальный департамент комплексных решений, отвечающий за прямое взаимодействие с заводами и обеспечивающий поддержку и развитие крупных проектов. Компанией открыты три центра технических решений (Москва, Казань и Екатеринбург), в которых тестирeтся оборудование, ведётся исследовательская деятельность и обучение персонала. Участвует компания и в создании умных городов будущего, напомнил докладчик, — в том числе в Фуджисаве (Япония), Пангалоре (Индия) и Сколкове (Россия), — предоставляя экологические энергодобывающие и энергосберегающие решения, интеллектуальные системы безопасности на базе видеонаблюдения. Проекты внедрения оборудования осуществляются и в рамках подготовки Олимпиады-2014 — так, на Большой ледовой арене недавно инсталлирован уникальный медиа-LD-куб в Сочи (ширина шага — 6 мм).

Количество разнообразных приборов и устройств, призванных обеспечить комфорт в жилых, офисных и производственных помещениях, постоянно увеличивается, что влечет за собой рост потребления энергии. Возможно ли найти и задействовать альтернативные источники энергии, оптимизировать расход энергии, сохранив при этом комфорт? Артем Радченко, руководитель центра разработок ПО, считает, что да, возможно. Дополнительным источником энергии могут стать солнечные батареи с высоким коэффициентом эффективности, функционал которых позволяет даже в случае недоиспользования выработанной ими энергии отдавать ее в общую электросеть. Еще один альтернативный источник — аккумуляторные батареи, накапливающие электроэнергию, чтобы затем использовать ее, например, в ночное время или в часы пиковых нагрузок, и топливные ячейки, чья работа основана, как уточнил докладчик, на реакции обратного водного гидролиза. Большая часть потребления электроэнергии в домах и офисах приходится на вентиляционные системы и системы освещения, констатировал Артем Радченко. В целях экономии на освещении компания предлагает решение, основанное на светодиодных лампах (экономия порядка 80%), а также систему “эковизуализации” и контроля. Данная система обеспечивает детализацию расхода энергии в различных срезах — по источникам потребления, по этажам здания, по группам потребителей, а учет и контроль, в свой черед, позволяет планировать энергорасход в будущих периодах.

Ибрагим Тимаев, специалист подразделения оборудования для образования, рассказал собравшимся об участии “Panasonic России” в оснащении российских образовательных учреждений (оборудовано 11 тыс. классов, обучено 4 тыс. учителей), а также об интересных специализированных решениях. Например — мультимедийная школьная доска, распознающая касания, жесты и оснащенная инфракрасной беспроводной системой звукоусиления голоса учителя и многими другими возможностями.

Евгений Карпов, руководитель подразделения телекоммуникаций, впервые в России представил центр телекоммуникаций на IP-платформе с интегрированными сервисами, в рамках которых можно использовать SIP-телефоны, системы видеоконференцсвязи и при этом применять функционал АТС Panasonic предыдущих поколений, сохраняя предыдущие инвестиции в ИТ. Новое решение может быть интегрировано с бухгалтерской программой, CRM-системой и системами контроля доступа. Представитель компании подчеркнул, что решение это масштабируемое и его можно использовать как в малых офисах, так и в распределенной инфраструктуре крупной корпорации.

Ольга Уколова, менеджер по развитию корпоративных систем видеонаблюдения, представила собравшимся решения Panasonic в области современных систем безопасности на базе видеонаблюдения, в развитии которых в последнее время произошел мощный рывок. Современные системы не только позволяют решать классические задачи, такие как охрана периметра офиса или предприятия, фиксирование случаев вторжения и ряд других, но и могут быть интегрированы с другими системами — пожарной сигнализации, например, — отслеживать безопасность технологических процессов на производстве, а кроме того, быть мобильными. Последние достижения информационных технологий обеспечивают высокое качество картинки, получаемой при помощи IP-видеокамер, гарантируют масштабируемость и гибкость системы, а благодаря использованию протокола IP — возможность построения географически распределенной системы видеонаблюдения с возможностью передачи и приёма видеоинформации практически в любой точке мира. Что касается решений Panasonic в данном направлении, то Ольга Уколова назвала лишь некоторые — видеокамеры, способные работать в экстремальных условиях (при температуре до ­50 °С), программно-аппаратные решения с видеоаналитикой, позволяющей распознавать лица и заносить их в специальную базу, и ряд других.

Одна из причин мощного рывка в системах безопасности на базе видеонаблюдения — то, что сама технология видеозаписи резко изменилась, за последние тридцать лет эволюционировав от аналоговой технологии к цифровой, в том числе — в 3D-формате. Андрей Мазуров, специалист подразделения телевещания, подчеркнул, что современная видеозапись основана на безленточной технологии, и напомнил, что вклад Panasonic в ее развитие — твердотельные карты памяти, позволяющие использовать один носитель десятки и сотни тысяч раз. Профессиональное видеооборудование Panasonic предназначено не только для крупных телекомпаний, но и для организации корпоративного или событийного телевидения, а также для оснащения конференц-залов. Напомнив, что Panasonic является партнером международного олимпийского комитета с 1988 г., докладчик рассказал, что все спортивные состязания на Олимпиаде в Лондоне были зафиксированы в 3D-формате и сохранены в архиве, причем все записи делались по технологии P2 (использование твердотельной памяти с большой емкостью, высокой скоростью чтения и записи). Данная технология помимо высокой производительности и надежности, по оценке специалистов Panasonic, снижает энергопотребление на 60%.

Покупатели, как известно, в первую очередь уделяют внимание цене продукта, на втором месте стоит критерий качества. И это относится к любой сфере потребления, в том числе и к профессиональным дисплеям и видеопроекторам, о которых рассказал другой представитель компании — Дмитрий Радченко. Помимо цены и качества продукта есть еще такие важные показатели, как стоимость эксплуатации и обслуживания, длительность жизненного цикла оборудования. Все эти аспекты, по словам представителя “Panasonic России”, учитываются специалистами компании при разработке новых решений, что подтверждается большим количеством реализованных внедрений профессиональных дисплеев и проекторов по всему миру (порядка 1700 с учетом прошлогоднего слияния с Sanyo). В числе знаковых проектов — церемония открытия Олимпиады в Лондоне, в которой было задействовано 27 видеопроекторов с яркостью 20 тыс. лм и пониженным потреблением электроэнергии. Дмитрий Радченко выразил уверенность, что обыкновенные экраны и проекторы ушли в прошлое, настало время для панорамных видеоустройств с большими дополнительными опциями, например — с возможностью дублирования видеоинформации на нескольких языках. Некоторые решения были представлены в рамках небольшой выставки, организованной в рамках мероприятия. Там впервые в России был продемонстрирован ЖК-дисплей с диагональю 80 дюймов, а также видеостена из четырех бесшовных ЖК-панелей с 55-дюймовой диагональю. В этих панелях используется так называемая “трансрефлективная матрица”, которая позволяет экономить потребление энергии в ярко освещенных местах. Пропуская свет через матрицу и отражая его обратно на экран специальной пленкой, панель усиливает подсветку поверхности дисплея. Кроме того, как было сообщено, плазменные панели не содержат свинец и ртуть, что снижает степень вредного воздействия на окружающую среду при утилизации. Одна из новинок — видеопроектор с передачей данных по витой паре, что значительно упрощает и удешевляет монтаж. Следующий шаг, который компания собирается сделать, — отказ от лампы как источника света в пользу гибридного лазерно-диодного источника (вариант решения будет представлен уже будущей зимой).

Заключение

Очевидно, что изменения в стратегии развития одной из старейших мировых компаний обусловлены многими факторами — и внешней ситуацией, и внутренними причинами. В частности, Panasonic, как известно, зафиксировала по итогам 2011-го убытки на уровне 10 млрд. долл. Эксперты связывают это не столько с неудачными действиями менеджмента, сколько с общей экономической ситуацией на мировых рынках, глобальными политическими изменениями и природными катаклизмами, прогнозируя, что по итогам текущего года компания выйдет на прибыль (отчасти это подтверждают опубликованные финансовые результаты первого квартала 2012-го — прибыль порядка 160 млн.). Очередное осложнение политической обстановки в виде роста напряженности в отношениях Японии и Китая, наверное, способно внести негативные коррективы в развитие бизнеса компании, имеющей в Поднебесной заводы по производству комплектующих. Вместе с тем история 20-го столетия была, как мы знаем, бурной и временами даже катастрофичной — в том числе и для Японии, что не помешало компании не только выжить в критические для страны и для всего мира периоды истории, но и активно развиваться. С учетом продемонстрированных на мероприятии решений стратегическая цель, поставленная новым руководством Panasonic, — стать к 2018 г. компанией, сочетающей рост бизнеса и активное использование в своих решениях экологических инноваций, — представляется вполне реалистичной, а будет ли она достигнута, покажет время.