Для Государственной автоматизированной системы (ГАС) “Выборы” уходящий год является примечательным по целому ряду причин. Во-первых, именно сейчас наступает финальный этап реализации принятой четыре года назад концепции развития системы до 2012 г. А во-вторых, весной ГАС прошла самое серьезное на ближайшую перспективу испытание — президентские выборы. Кроме того, в конце августа завершился первый этап по замене специального и общего ПО системы по всей стране. По следам этого события руководитель Федерального центра информатизации (ФЦИ) при ЦИК РФ Михаил Попов рассказал о проделанной работе и перспективах дальнейшего развития ГАС, а также подвел технические итоги мартовской процедуры всенародного волеизъявления граждан (ранее это публично не делалось).

История и цифры

Несмотря на то что в 2008 г. развитие ГАС “Выборы” было четко прописано на четыре с лишним года вперед, быстро меняющаяся реальность, как это часто бывает, внесла в график работ свои коррективы. С точки зрения конечного пользователя системы (избирателя), наибольшее значение имело традиционное послание Президента России Федеральному собранию в ноябре 2009 г., по итогам которого было принято решение о запуске программы ускоренного технического переоснащения избирательной системы РФ. Данная программа была прописана до 2015 г. (с общим объемом финансирования от 12,6 до 15,7 млрд. руб. в ценах 2010 г.) и очевидным образом наложилась на Концепцию.

В развернувшейся программе основной акцент делается на автоматизацию участковых избирательных комиссий (УИК), где непосредственно голосуют люди. [Ранее ГАС ниже территориальных комиссий (ТИК) не спускалась.] В начале 2010 г. в избирательной системе страны было 3100 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и пять сенсорных комплексов электронного голосования (КЭГ). С учетом того что в стране порядка 96,6 тыс. избирательных участков, г-н Попов полтора года назад отмечал, что речь идет по сути не о переоснащении УИКов, а о первичном их оснащении. При этом подчеркивалось, что полного отказа от классических урн-ящиков пока не предвидится. Новая техника предусмотрена только для чуть более 60% участков. По словам г-на Попова в стране слишком много населенных пунктов, где количество избирателей может исчерпываться двумя десятками человек, и если возить на них технику, затраты окажутся неадекватно высокими. Поэтому, проанализировав статистку, ЦИК основным ориентиром определила оснащение участков, на которых смогут отдать свои голоса как минимум 500—600 человек. Менее густонаселенные районы в теории могут надеяться на изменение законодательства, которое позволит осуществлять дистанционное голосование (через Интернет, при помощи мобильной связи и пр.), однако эксперименты на данную тему, хотя и были признаны успешными, к реформам избирательной системы так и не привели. По словам г-на Попова, есть определенный шанс, что ситуацию изменит новый состав Госдумы. Да и анонсированное Минкомсвязи внедрение электронных общегражданских паспортов явно облегчит дистанционную идентификацию граждан и позволит использовать различные перспективные технологии. Но пока предметно говорить об этом рано.

Зато техника теперь готова дотянуться до другой социальной группы — инвалидов, которым разрешено голосовать на дому. Раньше работники избирательных комиссий приходили к ним по месту жительства с избирательными урнами сильно уменьшенного объема. Начиная же с 2011 г. в состав каждого поставляемого КЭГа (а, не считая вспомогательного оборудования, это 5 полноценных устройств для голосования и два устройства-тренажера, которые в нештатной ситуации также могут использоваться по основному назначению) стали входить еще и два миниатюрных приборчика с функцией голосовых подсказок через наушники и с кнопками, помеченными значками азбуки Бройля, чтобы люди с ограниченным зрением могли голосовать, не видя сенсорного экрана.

Такой заботой инвалиды во многом обязаны самой же технике. Когда на участке стоят безбумажные сенсорные устройства, а по домам разносятся ящики для бумажных бюллетеней, участковой комиссии по факту приходится иметь дело с совмещенным голосованием — с вытекающими отсюда сложностями при сведении общей статистики.

К слову, в КОИБах (состоящих из двух запараллеленных урн-сканеров для обычных бюллетеней) такой проблемы не стоит, поэтому и изобретением переносных миниатюрных сканеров никому заниматься в голову не приходит.

И здесь также важно помнить, что по действующему закону КЭГи сейчас могут применяться только на 1% (не более) участков, задействованных в конкретных выборах. То есть по вышеизложенным причинам их актуальный парк пока не может превышать 1 тыс. шт. на всю страну; именно столько их сейчас и имеется.

Дела недавние

Технические средства, с которыми непосредственно имеют дело избиратели, — это лишь часть ГАС “Выборы”. Даже на самих УИКах (а есть еще территориальные комиссии) полный список оборудования включает ПК, сетевые коммутаторы, принтеры и пр., и все это только элементы так называемого контура избирательного процесса. Помимо него существует еще три контура ГАС — повседневная деятельность, общественно-политический контур и регистр избирателей. По словам Михаила Попова, в прошлом году к проведению федеральной компании по выборам в Госдуму была полностью обновлена необходимая техника во всех верхних звеньях системы. По изначальному плану тогда же должна была завершиться модернизация ПО, однако из-за недобросовестности некоторых поставщиков график работ был скорректирован и замена ОС на всех компьютерах более чем 2,7 тыс. ТИКов произошла в конце августа текущего года.

На фоне ли этой перекройки плана, или по сугубо объективным причинам, но сейчас в ФЦИ при ЦИК к соблюдению утвержденного графика относятся очень трепетно и выстраивают отношения с подрядчиками (у каждого из которых, в свою очередь, может быть множество субподрядчиков) предельно жестко. Несоблюдение сроков выполнения работ на день-два считается серьезным нарушением договорных обязательств. По словам г-на Попова, ФЦИ оставляет за собой право штрафовать нерадивых подрядчиков на 1% от суммы контракта за каждый день просрочки. С учетом масштаба проектов и их соответствующей стоимости, измеряемой девятизначными числами, нетрудно догадаться, о каких внушительных штрафах идет речь.

Кстати, скорректировавшая концепцию развития ГАС “Выборы” программа ускоренного технического переоснащения избирательной системы не так давно и сама подверглась корректировке из-за изменившегося законодательства. В этом году предполагалось существенно расширить парк КОИБов нового образца (с функцией голосовых подсказок), однако после поставки немногим более 5000 комплексов решением ЦИК их выпуск был приостановлен. Как пояснил г-н Попов, действующее в КОИБах сертифицированное ПО имеет ограничения по объему информации (о кандидатах и партиях), которую система в состоянии адекватно считать с одного бюллетеня. Поэтому сейчас требуются определенные доработки.

Новые юридические реалии коснулись и КЭГов. В некоторых национальных республиках России официально в ходу не только русский язык, но и один-два местных (а всего таковых по стране около 30). Поэтому сейчас стоит задача научить все устройства для голосования (не только КЭГи) на них разговаривать.

Впрочем, по уверению г-на Попова, все эти трансформации и перипетии абсолютно не отразились на качестве проведения федеральных кампаний в конце прошлого и начале текущего года. На президентских выборах (накануне, в день голосования и после него) было задействовано около 200 тыс. единиц различной техники, и процент ее отказа не вышел за рамки незначительной статистической погрешности (единичные случаи), что, как заверяет г-н Попов, на характер передачи и обработки данных не повлияло абсолютно.

Многие помнят, что во время выборов главы государства Минкомсвязь и Ростелеком была осуществлена трансляция видео с избирательных участков — так называемые веб-выборы. Как пояснил г-н Попов, к ГАС этот проект прямого отношения не имеет и по всей видимости иметь не будет — все задействованное оборудование (веб-камеры, ПК и пр.) в ЦИК передано не было (на эту тему ранее велись определенные разговоры) и осталось на балансе Ростелекома. Эта компания осуществляла работы по заказу Минкомсвязи, которое приобретало услугу, а не технику. Впрочем, практика видеотрансляций, видимо, продолжится. Несмотря на сложность решения вопросов с финансированием разного уровня, камеры уже успели побывать на участках во время локальных выборов в Омске и Красноярске, и какая-то часть УИКов будет ими оснащена и в ближайший единый день голосования 14 октября.

Горизонты

С окончанием текущего календарного года и срока действия нынешней Концепции развитие ГАС “Выборы”, разумеется, не завершится. По словам г-на Попова, в ближайшее время будет разработана новая концепция, горизонтом которой скорее всего станет ближайшая федеральная кампания — думские выборы в 2016 г. Во многом направления развития ГАС уже заданы программой ускоренного технического переоснащения до 2015 г. Однако, как уверяет г-н Попов, в ней заключен отнюдь не исчерпывающий перечень актуальных целей. Одна из первоочередных задач — перевод протоколов голосования в электронный вид и придание им формы юридически значимых документов. Пока что протоколы в бумажном виде с каждого участка физически везутся в центр. В будущем же (после соответствующих поправок в законодательстве) на каждом участке будет установлен некий ПК, на котором станет формироваться электронный протокол. По окончании голосования члены комиссии будут заверять его ЭЦП и пересылать в систему по сети, после чего ЦИК сразу же сможет обнародовать не предварительные итоги выборов, а окончательные. По прогнозам г-на Попова, бумажный вариант протокола скорее всего совсем не исчезнет. Но его больше не станут никуда отправлять; он останется для архива, для возможных обжалований и пр.

Вторым по приоритету направлением развития ГАС г-н Попов считает оптимизацию ее структуры и снижение эксплуатационных расходов за счет централизации точек обработки информации и применения технологии виртуализации.

Третье перспективное направление — использование СПО, желательно отечественного производства. Сейчас в ГАС базовой является ОС Windows XP, хотя кое-где на серверах уже и установлены операционки на базе Linux.

Что касается непосредственно избирателей, то через несколько лет должно существенно увеличиться количество технических средств подсчета голосов. По мнению г-на Попова, степень доверия граждан, равно как и политиков, к ним весьма высока. Так что ЦИК сейчас, скорее, слышит упреки относительно недостаточно широкого использования техники, нежели критику информатизации как таковой.