В 2007 г. благодаря появлению компьютеров формата нетбук и [провалу] Microsoft Vista операционная система Linux на короткое время стала пользоваться небывалым спросом на рынке настольных систем. Microsoft достаточно быстро осознала, что теряет рынок недорогих лэптопов с небольшими функциональными возможностями, и вернула к жизни Windows XP, практически подарив ее производителям компьютеров в варианте OEM-версии (специальная версия ОС для предустановки и совместной продажи с ПК). Этот план сработал, популярность Linux начала снижаться. В 2012-м Microsoft выпускает Windows 8, в адрес которой также высказываются нарекания, поэтому вариант Linux для настольных компьютерных систем снова получает шанс показать себя… если сможет.

Как и в случае с ОС Vista, выпуск Windows 8 предоставляет Linux очередной шанс улучшить свои позиции на рынке ПК, но сможет ли Linux воспользоваться этим шансом?

ОС Linux более чем хороша для применения на настольных компьютерах. Достаточно посмотреть на компанию Google, которая использует свой собственный клон ОС Ubuntu — Goobuntu — не только на инженерных рабочих станциях, но и практически на каждом ПК.

Хотя основная причина слабого проникновения ОС Linux в сегмент настольных ПК в первую очередь вызвана железной хваткой Microsoft на шее OEM-производителей компьютерной техники и анти-Linux-пропагандой, эта операционная система и сама во многом виновата в сложившемся положении. Что же нужно Linux, чтобы начать конкурировать с Windows на том же уровне, что и Apple Macintosh?

5. Улучшить поддержку независимых поставщиков ПО (ISV)

Я, да и намного более значимые в Linux-мире фигуры, чем я, такие как Линус Торвальдс, согласны, что Мигель де Икаса, один из создателей рабочего стола GNOME для ОС Linux, в своей статье “Что убивает настольные Linux-системы” во многом ошибся. Но в некоторых вещах де Икаса все же прав. Одно из наиболее важных сделанным им утверждений гласит, что “не существует двух дистрибутивов Linux, совместимых друг с другом с точки зрения ключевых компонентов ядра, используемых системой. Они либо противоречат друг другу, либо конкурируют в реализации одних и тех же функций”.

Конечно, базовые системы работают во всех версиях Linux, но, допустим, вы являетесь ISV-компанией — какой рабочий стол Linux вы выберете в качестве платформы для разрабатываемых вами программных продуктов? KDE? Теряющий пользователей GNOME? Unity из Ubuntu? Мой любимый Cinnamon из Linux Mint?

Если бы я представлял ISV-компанию, то последнее, что я бы хотел сделать, стала бы бессмысленная трата времени и средств на разработку полудюжины версий пользовательского интерфейса моего ПО для каждого более-менее значительного варианта рабочего стола Linux. С другой стороны, уже есть некоторые ISV-компании, такие как разработчик игр Valve, которые, рассмотрев возможности Windows 8, отказались от этой платформы и начали двигаться в сторону Linux. Это замечательно, но Linux должен предложить что-то большее для привлечения независимых разработчиков ПО.

Де Икаса считает, что единственный вариант, при котором когда-либо можно добиться массовой установки Linux основными поставщиками настольных ПК, — это создание ситуации “один дистрибьютор, один базовый набор компонентов, отказ от всего остального и всеобщая поддержка этого дистрибутива Linux. Независимо от того, будет ли это Ubuntu компании Canonical, Fedora компании Red Hat, система Debian или результат нового проекта, осуществленного совместными усилиями”.

Он прав. Я думаю, в этом с самого начала и заключался план компании Canonical в отношении дистрибутива Ubuntu. Профессионалы Linux могут свысока относиться к рабочему столу Unity, однако даже самый неискушенный в компьютерах человек на свете может легко использовать Ubuntu Linux с помощью интерфейса Unity. В то время как большинство превосходных дистрибутивов Linux, таких как Mint, рассчитаны на пользователей настольных ПК, только Ubuntu реально нацелен на массовый рынок. Если бы я был ISV-разработчиком, дистрибутив Ubuntu был бы моим выбором в мире Linux. В конце концов, именно его уже выбрала компания Valve.

4. Замедлить темпы обновления

Как и большая часть приверженцев Linux, я люблю поиграться с новейшими функциями. А вот рядовой пользователь Josephine не хочет разбираться с ключевыми обновлениями своего рабочего стола каждые шесть месяцев. Именно поэтому наиболее успешные продавцы Linux — Canonical, Red Hat и SUSE — выпускают свои версии операционных систем как ПО с долгосрочной поддержкой (версии, рассчитанные на длительное применение в производстве, торговле и других областях, не требующих постоянного обновления ПО и перехода на все более новые и быстрые).

Для большинства людей нормальный ритм обновления ПО составляет раз в три года, а не в шесть месяцев. Да, это может означать, что ваш вариант рабочего стола работает на ядре Linux 3.5. Вы серьезно думаете, что для большинства людей это что-то значит? Нет, это обстоятельство им глубоко безразлично. Это, кстати, причина того, что Windows XP только сейчас — спустя 11 лет господства на рынке настольных рабочих платформ — уступила свое место Windows 7. Люди предпочитают короля Лога королю Сторку (король-чурбан, рохля и король-аист, тиран, — персонажи басни Эзопа о лягушках, выбирающих себе короля). Утром они могут заявить, что им нужны наикрутейшие устройства, но в конце дня попросят восстановить им тот же рабочий стол, за которым они работали вчера. Это урок, который надо усвоить и Microsoft с Windows 8 Metro, и создателям дистрибутивов Linux, по умолчанию ориентирующихся на GNOME 3.x.

3. Еще упорнее добиваться поддержки от производителей компьютеров

Конечно, вы в самом деле можете запустить Linux практически на любом из существующих ПК (сколько раз я это проделывал!), но если захотите выжать максимум из вашего оборудования, то обнаружите, что многие производители, например NVIDIA, все еще не обеспечивают своевременную разработку драйверов.

С этой проблемой поставщики дистрибутивов Linux мало что могут поделать. Я хочу сказать, что если компания Red Hat захочет добиться внимания со стороны поставщиков серверного оборудования, она его получит. Red Hat — один из ключевых игроков на рынке серверов. Однако никто из Linux-дистрибьюторов, работающих на рынке настольных систем, не имеет такого влияния. Единственная вещь, которую они могут предложить изготовителям компьютеров, это разработка драйверов. В действительности Linux-разработчики под управлением Грега Кроа-Хартмана занимались разработкой бесплатных аппаратных драйверов для Linux на протяжении многих лет. И даже сейчас подавляющее большинство производителей компьютерной техники не принимают это бесплатное предложение.

2. Громко стучаться в двери продавцов ПК

На протяжении многих лет такие гиганты, как Dell, HP и Lenovo, дурачили нас разговорами про настольные компьютеры с предустановленной ОС Linux. Даже сейчас типичный покупатель, заходя на сайт или в магазин с продукцией этих компаний, не может быть уверенным, что найдет там доступный для покупки настольный компьютер или ноутбук с предуcтановленной системой Linux. В то же время за пределами США и Западной Европы приобрести ПК с предуcтановленной системой Linux гораздо легче.

Ну конечно, нет ничего сложного в том, чтобы установить Linux на настольный компьютер (я делаю это по крайней мере раз в две недели), но большинство людей не хотят этим заниматься.

Мы должны иметь больше поставщиков, поддерживающих настольные компьютеры с предустановленными Linux-системами. Конечно, замечательно, что у нас есть System76 и ZaReason, однако нам также нужны лидирующие на рынке поставщики, полностью приверженные настольным Linux-системам. То есть это замечательно, что Dell напряженно работает над выпуском высокопроизводительного ноутбука серии Sputnik для Linux-разработчиков, однако было бы намного лучше, если бы уже сейчас можно было бы заказать еще и обычный ноутбук Dell под управлением Ubuntu.

В то же время компьютеры с Linux должны стоить меньше, чем их родственники с Windows. В конце концов, по сравнению с ценой Windows для OEM-производителей техники Linux им достается практически бесплатно. Тем не менее первый ультрабук под управлением Linux стоит столько же, сколько и его собрат с Windows.

Единственное, что дистрибьюторы Linux могут предпринять в данной ситуации, — это наращивать усилия по рекламе и продвижению Linux среди OEM-поставщиков настольных компьютеров. Насколько я могу судить, только Canonical, еще раз подчеркну, действительно проводит продуманную политику рекламы традиционных настольных компьютеров, работающих под управлением Linux. Чтобы покупатели могли увидеть в продаже настольные компьютеры с предустановленными Fedora, openSUSE или какими-либо еще дистрибутивами Linux, их дистрибьюторам надо немедленно приступить к активной работе с изготовителями настольных компьютеров по продвижению ОС Linux на этот сегмент рынка.

1. Дистрибьюторам Linux необходимо серьезно подойти к традиционным настольным ПК

Я думаю, это замечательно, что Linux благодаря платформе Android лидирует на рынке смартфонов и новое поколение планшетов, использующих Andrioid, таких, как Nexus 7 и the Amazon Kindle Fire HD, наконец, готовится дать сражение планшетам Apple iPad. Однако при этом настольные компьютеры никуда не исчезнут в ближайшее время.

Как и многим другим людям, мне нравятся модные навороченные планшеты, однако когда дело доходит до набора текста или ввода данных, мне нужен стандартный настольный компьютер с привычной клавиатурой, доступный круглосуточно. Эта ситуация не изменится еще очень долго.

Только две Linux-компании, похоже, понимают это. Одна из них, конечно, Canonical. Другая — это Google со своими Chrome OS и Chromebook. Google делает все, что в ее силах, чтобы покупатель приобрел, а теперь еще и арендовал ее Chromebook. Google понимает ситуацию. Google может властвовать в Интернете, и Chrome OS может представлять собой всего лишь веб-браузер Chrome поверх тонкого слоя Linux, но они твердо знают, что системный блок с внешними монитором и клавиатурой еще долго будут востребованы на рынке.

Если мы действительно хотим увидеть реальную конкуренцию на рынке настольных систем со стороны Linux-компьютеров, есть два варианта действий. Либо необходимо начать поддерживать Ubuntu или Chrome OS, поскольку это единственные дистрибьюторы Linux, которые, как нам кажется, серьезно относятся к продажам настольных компьютеров под управлением Linux, либо сообщество Linux должно полностью сосредоточиться на поддержке другого дистрибутива.

Дело в том, что де Икаса был прав в одном ключевом пункте. Для того чтобы добиться успеха Linux на рынке настольных ПК, необходимо реализовать на практике концепцию “один дистрибьютор, один базовый набор компонентов, отказ от всего остального и всеобщая поддержка этого дистрибутива Linux”. Тогда и только тогда мы получим версию Linux для настольных систем, способную полностью использовать преимущества “окна возможностей”, созданного для нас Microsoft с выпуском Windows 8.