Мобильность в сочетании с возрастающей популярностью социальных ресурсов накладывает отпечаток на современные способы организации коллективного труда, на технологии и решения, предлагаемые вендорами. Приложения для мобильных устройств заняли прочное место в их продуктовой линейке, причем одна из востребованных “фишек” — использование возможностей социальных сетей для повышения эффективности бизнеса. О рынке мобильных приложений и продуктах IBM в этой сфере с Кевином Кавано, вице-президентом IBM по бизнес-стратегии, развитию технологий и решений в области коллективной работы, побеседовал обозреватель PC Week/RE Алексей Воронин.

PC Week: Как вы оцениваете тенденции рынка мобильных устройств и приложений для них?

Кевин Кавано: Общая тенденция, которую мы наблюдаем на этом рынке, такова: мобильные устройства становятся все более персональными, а не корпоративными. Поскольку IBM, как известно, не занимается разработкой и продажей собственных мобильных устройств, это дает компании свободу — наше ПО может работать с устройствами любых производителей, завоевывающими на рынке популярность.

PC Week: Какова общая стратегия развития продуктов компании для рынка мобильных приложений?

К. К.: У IBM есть два направления работы по мобильным приложениям. Первое — собственно разработка различных базовых мобильных приложений (электронная почта, календарь, основные функции социальных сетей, онлайновые конференции, передачу мгновенных сообщений и др.), которые работают на любых аппаратных платформах с любыми операционными системами, включая iOS, Android. Последнее обстоятельство обеспечивает быстрое распространение этих продуктов, реализуемых как через App Store, так и через Google Play. Второе направление развития — инструментарий. На рынке есть компании, которые хотят создавать собственные мобильные приложения, при этом в большинстве случаев у них нет такого большого опыта работы с различными мобильными ОС, какой есть у IBM. Таким компаниям мы и предлагаем набор средств, позволяющих собственными силами писать приложения, которые будут работать в любой операционной среде, как в родной.

PC Week: Каков, на ваш взгляд, основной фактор успеха тех или иных мобильных приложений на рынке?

К. К.: Решающую роль на рынке играют пользователи мобильных устройств. Выбирая определенное устройство, они фактически делают выбор в пользу тех или иных мобильных приложений. Так, покупая iPhone, пользователь приобретает электронную почту и календарь от Apple. Что касается ОС Android, то, как известно, у нее нет стандартной почты и календаря. Для этого случая IBM предлагает свои специализированные продукты. Общая стратегия компании такова — пользователь должен получать информацию в том виде, в котором он лично предпочитает. Что касается приложения Lotus Notes Social Edition, его функционал позволяет привносить в мобильное приложение социальную информацию, давая возможность пользователю работать с ней в том же окне. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы коммуникации были беспрепятственны, а информация передавалась в любое клиентское приложение, браузер или почту в любом формате.

PC Week: Что вы можете сказать о компонентах “социальных продуктов”?

К. К.: Во многом это повторное использование многих компонентов для конечных пользователей, только в несколько другом виде — изменены цвета, компоновка, сделан более модный интерфейс. Мода вообще приобрела очень большое значение на рынке. Внешний вид, дизайн продукта очень важен (кстати говоря, IBM всегда уделяла внешнему виду своей продукции большое значение — пишущие машинки, когда-то произведенные IBM, находятся в музее дизайна). Что касается сути продукта, то есть такое понятие — “встроенный опыт”. Исследовательское подразделение компании в ходе специального исследования выяснило, что если специалисту, работающему с информацией, изменить контекст, рабочую среду, он начинает терять свою эффективность, концентрацию. В системе Lotus мы постарались так организовать рабочие потоки, чтобы пользователь не выпадал из контекста системы и мог выполнять, не покидая ее, самые разнообразные функциональные задачи — одобрение покупок, отправку заявки на получение командировочных расходов и многое другое. Если вдруг пользователь хочет использовать браузер, а не клиент Lotus, — это тоже возможно, и доступ к приложениям системы Lotus у него все равно остается.

PC Week: Каковы основные возможности решения?

К. К.: Клиент Lotus Notes Social Edition предоставляет доступ ко всему портфелю решений компании. В частности, IBM Connections дает платформу для создания различных социальных приложений — блогов, вики, пользовательских профилей. Платформа позволяет унифицировать все связи с социальной сетью и имеет большие возможности в плане аналитики, отслеживания активности. Кроме того, можно самостоятельно создавать новый фронт-энд для бизнес-процессов. В рамках компонента IBM Docs добавлен новый набор текстовых Web-редакторов, электронных таблиц, систем подготовки презентаций — все это доступно из любой точки всем пользователям.

PC Week: Что нового будет в версии продукта Lotus Notes 8.5.4, которая проходит сейчас бета-тестирование?

К. К.: Реализована концепция встроенного опыта, о которой мы уже говорили, поток активностей, а также новый вид интерфейса. Есть интересный плагин, позволяющий без проблем запускать приложения Lotus Notes, сделанные 10—15 лет назад.

PC Week: В какой степени продукты локализованы для российского рынка?

К. К.: Все продукты локализованы, адаптированы для российского рынка.

PC Week: Спасибо за беседу.