Впервые о серьезном намерении выйти на рынок мобильных устройств AMD заявила в 2005 г., выпустив семейство мобильных 64-разрядных процессоров AMD Turion 64 Mobile.

Однако за пять последующих лет ее инициативы, сопровождавшиеся последовательным и целенаправленным выпуском новых процессоров для ноутбуков с соответствующими заявлениями об ожидаемом прорыве в этой сфере, не принесли компании заметного успеха: доля AMD в мобильном сегменте рынка оставалась незначительной.

В последний год, считает Герман Смагин, менеджер AMD по работе с международными производителями ПК, произошел существенный перелом: в I квартале, по данным IDC, компания впервые в своей истории завоевала самую большую долю российского рынка процессоров для ноутбуков — 25,6%, что соответствует 3 млн. ед. продукции, в то время как два года назад соответствующий показатель достиг лишь 11% (603 тыс. ед.).

Надо отметить, что в жесткой конкурентной борьбе за мобильный рынок AMD сделала ставку на новый вектор развития бизнеса — гибридные процессоры APU (Accelerated Processing Unit). И выпущенная в прошлом году линейка мобильных гибридных процессоров под кодовым названием Liano, видимо, оправдала себя, оказавшись столь удачной, что была востребована целым рядом производителей ноутбуков, на которых главным образом и нацелена инжиниринговая и маркетинговая политика компании в мобильном сегменте. Вместе с тем семейство Liano подверглось весьма жесткой критике со стороны пользователей, в первую очередь из-за разъема FM1, устанавливаемого на материнской плате и несовместимого с другими типами процессоров.

Герман Смагин проанализировал факторы, которые помогли компании достичь за короткий срок “столь впечатляющих результатов”. В первую очередь, полагает он, это продуктовый маркетинг, потому что “для реализации такой сложной продукции нужно убедить производителей, заручиться их поддержкой и, главное, завершить проект с прибылью, с тем чтобы все стороны, в том числе и конечные пользователи, были удовлетворены качеством изделий в течение достаточно продолжительного времени”.

Важную роль в продвижении продукции компании, по его словам, играет ценовая политика, которая должна строиться оптимальным образом с учетом качества продукции и ее конкурентных преимуществ на рынке. “Если всё сбалансировано — система работает”, — заключил он.

Указал г-н Смагин и на другие факторы, способствовавшие усилению позиций компании на рынке ноутбуков. Во-первых, этому способствовало то, что AMD всегда придерживалась политики открытых стандартов. Такой подход, сказал он, “позволил сделать максимально открытую ультратонкую платформу”, которая нашла применение в государственных организациях, предпочитающих работать с системами в открытых стандартах.

Пять лет назад корпорации AMD для занятия значимой позиции в мобильном сегменте не хватало, по мнению Германа Смагина, двух вещей: теплопакета и конкурентных мобильных решений.

На сегодня, отметил он, идеология AMD, реализованная в этом направлении, выглядит так: это процессор, поддерживающий теплопакет, позволяющий беспроблемно (с точки зрения температурного режима) расположить данный компонент в пространстве “волшебного” 18-мм шасси ультратонкого ноутбука.

Новые мобильные гибридные двух- и четырехъядерные процессоры Trinity, выпущенные на рынок летом нынешнего года, были существенно модернизированы по сравнению с предыдущим поколением гибридных процессоров AMD A-серии, известных под кодовым наименованием Llano. В процессорах применяется новое ядро (на основе архитектуры X86) для целочисленных вычислений Piledriver и соответственно новая графика — под кодовым названием London 7000 с архитектурой Graphics Core Next (GCN). Новая архитектура, ориентированная на потоковое видео, позволила, по словам г-на Смагина, увеличить производительность обработки видеопотоков на 50% по сравнению с Llano и более чем на 56% по сравнению с конкурентными решениями. Trinity имеют новый разъем FM2, который, к сожалению, обратно несовместим с FM1 (у Llano), а изготовляются они по аналогичному, 32-нм техпроцессу, что объясняется, видимо, необходимостью избежать затрат, связанных с переходом на технологию следующего поколения.

Увеличение тактовой частоты нового процессора благодаря ядру CPU нового поколения Piledriver в сочетании с новой технологией Turbo Core третьего поколения, в котором нагрузка динамически перераспределяется между центральным процессором и GPU, дало возможность повысить до 25% производительность вычислительных операций.

Усовершенствования (на основе технологии AMD AllDay Power) в системе управления питанием центрального процессора и GPU позволили добиться непрерывной работы ультрабука без подзарядки от батареи в течение более чем 8 час.

В процессор Trinity добавлены 4-Мб кэш-память второго уровня, поддержка быстродействующей оперативной памяти DDR3-1866, дополнительный набор команд: AVX, AES, SSE4.1 & 4.2, XOP, FMA4 и др.; предусмотрена также оптимизация под ОС Windows 8.

Предлагая производителям систем новые процессоры, AMD оставляет за разработчиками ноутбуков свободу выбора или разработки других компонентов, то есть любых систем накопления, ускорителей, различных интерфейсов, модулей беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth и т. п.

На мини-выставке мероприятия компании ASUS и Samsung показали семейства своих ноутбуков с мобильными процессорами AMD. Представители обоих производителей подтвердили, что в ближайшей перспективе планируют развивать дальнейшее сотрудничество с вендором.