Компания ViewSonic, известная в России прежде всего своими мониторами, а также другими продуктами, включая проекторы и даже планшеты, в нынешнем году отмечает свое 25-летие. В связи со столь знаменательным для любой организации событием Россию впервые посетил основатель и нынешний CEO ViewSonic Джеймс Чу. С ним беседует 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

PC Week: Как случилось, что, основав компанию, вы сфокусировались на рынке компьютерных мониторов?

Джеймс Чу: В 1987 г., когда была основана наша компания, ИТ-рынок активно развивался, и поначалу мы занялись поставкой компьютерных компонентов и аксессуаров. Но в определенный момент я понял, что среди всех этих продуктов есть один очень важный элемент — дисплей, потому что какие бы изменения ни происходили в функционале компьютеров, без дисплея им не обойтись. Мы и сейчас верим, что дисплей сохранит свою значимость. Я думаю, что уже скоро пользователи перестанут заботиться о вычислительной части систем, поскольку она растворится в облаках, и тогда не ПК, а именно дисплей окажется в центре внимания.

PC Week: Но тогда вы вышли на рынок мониторов, где уже присутствовали крупные производители. На что вы рассчитывали и чем предполагали отличаться от них?

Дж. Ч.: Действительно, рынок был уже очень конкурентным. На нем присутствовали такие известные бренды, как NEC, которая удерживала значительную долю. Но фактически это был двухуровневый рынок: первый уровень был представлен дорогими продуктами класса high-end, а второй — дешевыми, но не очень хорошего качества. И никто не предлагал высококачественных продуктов с разумной ценой. Для ViewSonic это была хорошая возможность. Мы разработали продукт, в котором использовали новейшие технологии и лучшие компоненты, и производили его в Японии. По качеству он был сопоставим с тем, что предлагала NEC. Однако в отличие от нее мы были маленькой и очень сфокусированной компанией, что позволяло нам действовать быстрее конкурентов. В этом и заключалось наше преимущество.

PC Week: С тех пор многое изменилось, и немало компаний были вынуждены серьезно скорректировать свой бизнес. А что изменилось для вас?

Дж. Ч.: ViewSonic тоже сейчас оказалась в несколько иной ситуации, чем прежде. На протяжении долгого времени мы ощущали вызов со стороны производителей компьютеров, которые продавали свои продукты вместе с мониторами, и нам приходилось ориентироваться на покупателей, приобретавших мониторы отдельно от ПК. Следующие 25 лет будут другими. Продажи ПК начали снижаться, зато быстро растут продажи смартфонов и планшетов. Поэтому теперь нам не нужно конкурировать с производителями ПК. И наши мониторы из пассивных должны стать активными. Недавно мы представили свой новый монитор VSD220, который относим к категории smart-дисплеев. Ему уже не нужны никакие другие устройства, поскольку он сам может выполнять очень многие функции, присущие iPhone или iPad.

PC Week: В структуре продаж ViewSonic мониторы занимают бóльшую долю. При этом сегодня подавляющее их число закупается все же для комплектования десктопов, продажи которых снижаются. Вы не видите в этом угрозы для своего основного бизнеса?

Дж. Ч.: Если исходить из традиционной точки зрения, то тут есть над чем задуматься. Но я придерживаюсь нетрадиционного взгляда и считаю, что мы стоим на пороге революции и сейчас проходим нижнюю точку, после которой опять начнется рост рынка мониторов. Наступил поворотный момент. Поясню, почему.

Во-первых, скоро выходит Windows 8, и очень многим потребителям придется подумать о замене своего монитора, поскольку иначе они не смогут использовать все возможности новой ОС.

Во-вторых, многие уже оценили достоинства экранов высокого разрешения, которыми снабжены некоторые современные планшеты, и захотят иметь и мониторы с более высоким разрешением, чем прежде. К тому же современный монитор можно подключить к мобильному устройству по проводному или беспроводному каналу, и чем больше людей пользуется мобильными телефонами, тем больше будет желающих расширить свои возможности, подключив их к монитору, чтобы, например, посмотреть фильм на более удобном для этого большом экране.

В-третьих, все теперь знают, насколько удобен экран с функциями управления касанием (тачскрин). Им нравится такой интерфейс, и они хотят, чтобы он был представлен в любых устройствах. Так что мониторы с функцией тачскрина будут все более популярными, а со временем станут стандартом. Но такие мониторы почти вдвое дороже обычных. Кроме того, для выхода в Интернет им потребуется встроенный процессор, а это еще добавит им стоимости. Так что оборот компании в любом случае будет расти.

Все это вместе даст толчок рынку мониторов. А в будущем, когда дисплеи подключатся к облакам, хорошее облако и хороший дисплей станут ключевыми компонентами для пользователей. Так что ViewSonic оказывается в самом центре развития технологий.

PC Week: По пути интеграции устройств через облако уже пошла Apple. По этому же пути идут Google и Microsoft. Это крупнейшие игроки на рынке. А где вы видите свою нишу в этой сфере?

Дж. Ч.: Эти компании ориентированы главным образом на рынок устройств с экранами от 3,5 до 10 дюймов по диагонали, т. е. на рынок мобильных устройств. В данном сегменте сегодня очень острая конкуренция. А ViewSonic реализует те же технологии на больших экранах с диагональю вплоть до 100 дюймов. В этом сегменте пока нет явных лидеров, и именно здесь ViewSonic накопила 25-летний опыт разработки продуктов и работы с каналами продаж. Так что у нас есть все, чтобы развиваться дальше в новом направлении.

Причем в данном случае я говорю не только о мониторах, которые стоят на столе. И сам стол может быть дисплеем с функциями управления жестами и рукописного ввода с помощью цифровой ручки. Это тоже перспективное направление, поскольку, например, на таком столе просматривать и подписывать электронные документы можно будет фактически привычным традиционным способом.

PC Week: Свои интерактивные столы уже продемонстрировали многие компании, включая Microsoft. Вы готовы конкурировать с ними?

Дж. Ч.: Безусловно. В первом квартале следующего года мы начнем коммерческие поставки своего решения. Главное его отличие от конкурирующих продуктов — пассивная ручка, не требующая использования источника питания. И мы только рады, что Microsoft обратила внимание на этот рынок. Это значит, что мы движемся в правильном направлении.

PC Week: Если я правильно понял, основные свои перспективы ViewSonic связывает с дисплеями формата более десяти дюймов по диагонали, но в структуре продаж компании немалую долю составляют и планшеты. Какое место отводится им в ваших планах?

Дж. Ч.: Первые свои планшеты мы выпустили в 2001 г., но рынок еще не был к этому готов. Спустя десять лет, в 2011-м, мы опять вышли в этот сегмент. Это был важный для нас проект, поскольку мы понимаем, насколько сейчас востребованы такие устройства. Но, к сожалению, буквально за два года конкуренция на рынке планшетов сильно обострилась. Основные игроки — Apple, Google, Amazon — так снизили цену, что она оказалась на уровне себестоимости. Поэтому в финансовом смысле мы не получили той отдачи, какую ожидали. Зато обрели опыт, который позволяет нам строить стратегию на будущее. Теперь нам ясно, что нужно развивать направление планшетных устройств для бизнеса. Корпоративному сегменту, сфере образования нужны планшеты, адаптированные под их задачи, в частности, снабженные дигитайзером, а у нас большой опыт в разработке таких решений. Планшеты с дигитайзером хорошо впишутся в пространство безбумажного офиса, а в образовании благодаря им студенты не разучатся писать. То есть мы намерены предлагать планшеты, которые будут отличаться от большинства представленных на рынке. И в принципе наша цель заключается в том, чтобы предоставить полный спектр устройств для безбумажного офиса и классных комнат.

PC Week: В этот спектр будут включены и смартфоны?

Дж. Ч.: Свои смартфоны мы будем ориентировать на другие сегменты рынка. Выходить в бизнес-сегмент с обычными телефонами уже просто поздно. Поэтому мы намерены выпускать продукты специального применения для логистических структур, полиции и других служб, где они смогут заменить обычные устройства связи push-to-talk.

PC Week: Вы упомянули о том, какое значение для вас будет иметь выход Windows 8. До этого события осталось совсем немного. Вы уже готовы к нему?

Дж. Ч.: Несколько моделей наших мониторов с функцией тачскрин уже сертифицированы под эту ОС, так что на момент ее выхода у нас будет довольно широкая линейка адаптированных к ней продуктов.

PC Week: Windows 8 ориентирована и на мобильные устройства. Как вы считаете, удастся ли Microsoft укрепить свои позиции на мобильном рынке? И намерены ли вы использовать в своих мобильных решениях продукцию Intel, которая также стремится отвоевать утраченные позиции в этом сегменте?

Дж. Ч.: Я думаю, Microsoft в той или иной мере повлияет на рынок мобильных устройств. По поводу того, способна ли она конкурировать здесь с Google, я, пожалуй, от комментариев пока воздержусь. Что же касается Intel, то ей придется пóтом и кровью отвоевывать позиции на мобильном рынке.

Так или иначе, в своих продуктах мы будет поддерживать новую ОС Microsoft, а использование процессоров Intel для мобильных решений — это пока для нас не актуально.

PC Week: Спасибо за беседу.