Похоже, что Microsoft хочет взять пример с Apple. На это указывает ежегодное послание акционерам главы компании Стива Балмера.

“Со временем мы будем создавать специализированные устройства для конкретных целей, такие как игровая консоль Xbox и недавно анонсированный планшет Surface”, — говорится в послании. Наблюдатели полагают, что, скорее всего, речь идет о смартфонах, поскольку феноменальный успех Apple с продуктами iPhone и iPad ясно продемонстрировал преимущества тесной интеграции “железа” и софта.

Но не будет ли теперь софтверный гигант конкурировать со своими партнерами, выпускающими оборудование? Чтобы их успокоить, Балмер написал: “Мы продолжим работу с нашей огромной партнерской экосистемой, чтобы выпускать разнообразные Windows-ПК, планшеты и смартфоны”. Однако он подчеркнул, что роль Microsoft в этой экосистеме изменится: “Выпуск устройств повлияет на работу нашей компании, на характер разработок и на методы продвижения продуктов на потребительский и корпоративный рынок”.

Но это еще не всё. Microsoft уже сейчас зарабатывает на онлайновых ИТ-сервисах, таких как Office 365, но, судя по заявлению Балмера, собирается постепенно отойти от традиционной модели бизнеса, основанной на продаже инсталлированного ПО: “Это — серьезный поворот, который затронет и то, что мы делаем, и то, как мы себя позиционируем, — в качестве поставщика устройств и сервисов”.

Судя по словам главы Microsoft, компания всерьез рассматривает возможность разработки “…продуктов с новыми форм-факторами, которыми можно пользоваться естественными способами: посредством речи, движений и прикосновений”.

Наблюдатели постарались взвесить все “за” и “против” новой тактики Microsoft, но обнаружили намного больше рисков, чем преимуществ. Оборудование и сервисы обеспечивают гораздо более низкую маржу, чем ПО. К тому же далеко не каждому новому устройству сопутствует успех. Вполне вероятен и провал. А выпуск очередных версий Windows и Office — беспроигрышный бизнес.

Есть и другие минусы. Так, переход на сервисную и облачную модель может отрицательно отразиться на доходе. К тому же на рынке устройств Microsoft не имеет прочной репутации, а планшет Surface может либо стать хитом, как Xbox, либо провалиться. Да и партнеры, производящие оборудование, вряд ли будут в восторге от новых планов Microsoft и могут отвернуться от компании.

И наконец, послужной список самого Балмера неоднозначен. Под его руководством Microsoft не смогла воспользоваться стремительным взлетом рынков поисковых и мобильных систем, уступив пальму первенства Google. А в этом финансовом году ему сократили бонус за вялые продажи Windows и за то, что он не смог урегулировать проблемы с Еврокомиссией, которая потребовала от Microsoft предоставлять пользователям Windows возможность выбора браузера. Компания уже заплатила за это миллиард долларов штрафа, а теперь ее ожидают новые расследования и новые санкции.