Десятилетний юбилей своего присутствия в России компания LANDesk Software — один из основателей рынка средств управления ИТ-системами, продолжающий занимать на нем позицию в группе лидеров, — отметила открытием нынешним летом постоянного представительства в нашей стране. Сообщив об этом на прошедшей в Москве в сентябре очередной ежегодной конференции, основной акцент на которой был сделан на вопросах поддержки корпоративной мобильности, президент и CEO LANDesk Software Стив Дэйли обрисовал общую стратегию развития бизнеса компании в мире и ближайшие планы ее действий в России. Подробнее с ним беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Я обратил внимание, что на прошедшей конференции почти не использовался термин “облако”. Чем объясняется столь необычный для современных ИТ-мероприятий момент, тем более что темы облачных вычислений и управления ИТ-ресурсами как раз являются очень близкими по своей сути?

Стив Дэйли: Интересное наблюдение! Но в любом случае могу уверить, что тут нет никакой “облакофобии” с нашей стороны, мы уверены в том, что облака и мобильность — кстати, они сильно взаимосвязаны — это действительно ключевые тенденции развития современных ИТ. Другое дело, что за разговорами о возможностях новых идей в ИТ, как мне кажется, мы на ИТ-рынке как-то подзабыли о текущих проблемах. А когда говоришь о конкретных вопросах, то термин “облако” — слишком абстрактный и на самом деле до сих пор не очень однозначно понимаемый — становится просто ненужным.

Давайте, определимся: главная задача ИТ — обеспечивать постоянное повышение производительности труда конечных пользователей при одновременном росте или хотя бы сохранении качества их работы. В разговорах о процессах внутри дата-центров, в том числе с использование облачных технологий, мы порой упускаем из виду, что в клиентской среде за последние годы также произошли очень значительные изменения. Тут можно выделить три основных направления: управление системами, управление безопасностью и управление сервисами, — которые мы рассматриваем как взаимосвязанные аспекты, предлагая соответствующие интегрированные между собой решения.

PC Week: Как можно охарактеризовать основные изменения в работе пользователей за последние годы?

С. Д.: Она стала разнообразной и мобильной. Раньше практически единственным клиентским устройством был ПК, пусть даже и в варианте ноутбука, а рабочее место чаще всего было довольно жестко привязано к офису. Теперь всё иначе — многие сотрудники используют целый набор персональных средств: мобильные телефон или смартфон, планшет, ноутбук и тот же ПК. И свои служебные обязанности они могут выполнять, находясь в самых разных местах. Что, возможно, еще важнее — коренным образом меняется подход к корпоративным стандартам. Если до сих пор обычным вариантом было жесткое требование по использованию четко определенных руководством компаний программных и аппаратных средств, то сейчас организации все чаще переходят к реализации концепции BYOD — “принеси свое собственное устройство”, причем речь идет не только об аппаратной, но и о программной части таких устройств. Получается, что теперь не сотрудники должны использовать те ИТ-системы, которые им предлагают ИТ-отделы, а ИТ-отделы должны подстраиваться под пожелания конечных пользователей.

PC Week: Значит, корпоративные ИТ-стандарты исчезают из нашей жизни “как класс”?

С. Д.: Вовсе нет, они просто становятся другими, мы сегодня несколько иначе трактуем их смысл и перераспределяем ответственность за их выполнение. Главная цель стандартов остается прежней: сформулировать требования к ИТ по обеспечению нужного уровня по ключевым показателям: производительность, функциональность, безопасность, надежность и т. д. И отвечает за это ИТ-служба компании.

Получается, что ИТ-отделы, подчиняясь общей задаче оптимизации работы организации в целом, в том числе упрощая и повышая производительность труда конечных пользователей, усложняют жизнь самим себе, беря на себя дополнительную работу и — что, возможно, еще существенней — дополнительную ответственность. И вот в этой ситуации как раз становится понятно, почему тема управления ИТ-ресурсами, причем именно клиентской частью систем, с целью снижения как затрат, так и разнообразных рисков, сейчас актуальна, как никогда. Нужно помочь ИТ-подразделениям в том, чтобы они могли в равной степени контролировать все системы, в том числе принесенные сотрудниками с собой.

Средства LANDesk полностью поддерживают концепцию BYOD с тем, чтобы сотрудники могли использовать в рабочих целях — и в офисе, и за его пределами — свои любимые устройства, в том числе различные смартфоны и планшеты, не создавая при этом головной боли для ИТ-подразделений. Если принесете, например, iPhone, то он на работе автоматически подключится и зарегистрируется в сети, но пользователь сможет работать с ним в корпоративной системе только после установки на устройство программного агента LANDesk, который обеспечит дальнейшую безопасную работу.

PC Week: А что вы можете сказать о поддержке Windows 8, которая уже довольно скоро появится на рынке?

С. Д.: В октябре, еще до публичного выпуска Windows 8, выйдет обновленный вариант нашего ПО с поддержкой новой ОС Microsoft. Разумеется, мы внимательно следим за появление подобных значительных новинок на рынке, более того, работаем на опережение. В частности, наша компания входит в консорциум разработчиков приложений под Windows 8, имея возможность знать всё об ожидаемых новшества задолго до их появления на рынке, причем — из первых рук.

PC Week: Используете ли вы облачные модели для поставок собственных программных решений в виде сервисов?

С. Д.: Да, мы это делаем, и уже довольно давно. Мы начали развивать такой формат предоставления наших средств, кажется, еще до широкого использования самого слово “облако”. В таком виде распространяются наши информационные услуги, мы предлагаем программно-аппаратные комплексы с предустановленными ПО LANDesk для их использования в частных облаках заказчиков, в начале нынешнего года мы выпустили облачный сервисный вариант решения LANDesk Service Desk. Кроме того, уже более десяти лет распространение обновлений для наших продуктов выполняется также в облачном режиме работы.

Касательно поддержки облачных моделей надо сказать, что наши решения могут управлять как физическими, так и виртуальными клиентскими системами, в том числе реализуемыми по схеме VDI (виртуальная инфраструктура десктопов).

PC Week: Что можно сказать о конкурентной ситуации на рынке средств управления ИТ? Как LANDesk чувствует себя в соревновании с такими гигантами, как Microsoft, IBM, HP, Symantec?

С. Д.: Я сразу хочу обратить внимание на список приведенных вами компаний. Это крупные мультивендоры, и все они — публичные компании. LANDesk занимает в этой команде лидеров в области управления ИТ достойное место (о чем говорят и независимые аналитики), но она является единственным специализированным вендором и единственной частной компанией. Разумеется, это создает для нас некоторые проблемы, например, в плане возможности привлечения инвестиций (хотя на самом деле — это не проблема), но зато дает и очевидные конкурентные преимущества в плане гибкости. И здесь я бы выделил два основных аспекта.

Первое — это качество и оперативность в поддержке наших заказчиков. Мы быстрее реагируем на рыночные изменения и даже на конкретные ситуации, возникающие у клиентов. Посмотрите: Microsoft выпускает новые версии своих продуктов в среднем один раз в четыре-пять лет, мы же делает это примерно в два раза быстрее.

Второе — и даже более важное — огромные изменения в ИТ-индустрии в целом, причем происходящие с фантастической скоростью. Например, уровень клиентских устройств же совсем не тот, чтобы был еще два-три года назад, огромные перемены произошли в серверной части, облачные модели и технологии на глазах становятся реальностью. И сегодня никто не может сколь-нибудь точно сказать, как будет выглядеть ИТ-рынок через пять и уж тем более через десять лет. При этом, конечно, у любой компании должна быть долгосрочная стратегия, но, как это ни парадоксально, она должна сейчас базироваться на таком главном принципе: быстро реагировать на происходящие перемены, в частности вносить оперативные коррективы в выработанную стратегию.

Уязвимость стратегии любого платформенного вендора заключается в том, что он ориентируется на поддержку свой платформы, точнее даже — на свое видение ИТ-мира. Для Microsoft — это “кругом только одна Microsoft”, VMware — “все виртуализировано”, Google — “ничего, кроме облаков”, EMC — “вся сила в хранении данных” и т. д. Но, не зная многого о будущем ИТ, можно совершенно точно сказать, что это мир будет гетерогенным, в котором будет перемешаны разные технологии и модели их применения. И еще — что всегда инновационные решения будут соседствовать с унаследованными системами. Так вот наша стратегия — это изначальная ориентация на гетерогенный ИТ-мир во всех проявлениях его неоднородности, поддержка всех платформ и моделей их применения.

PC Week: Давайте теперь поговорим о российских делах. Как вам видится наш рынок на фоне мировой ситуации? Какие качественные изменения вы тут наблюдаете?

С. Д.: Как только LANDesk стала в 2002 г. самостоятельной компанией, выйдя из состава корпорации Intel, она сразу же начала активную работы по расширению географии своего присутствия. В том же году начались переговоры по поиску ключевого партнера в России, и он был быстро найден — им стала компания Arbyte. Мы очень довольны сотрудничеством с нею, наше присутствие в вашей стране постоянно расширяется. Вообще, я должен сказать, что статус России как участника мирового ИТ-сообщества все эти годы неизменно повышался, и мы уверены, что объем местного рынка будет расти опережающими темпами по сравнению со среднемировыми показателями.

Развитие нашего бизнеса в вашей стране и понимание его перспектив позволило нам пойти на открытие минувшим летом представительства LANDesk в России, что должно дать старт качественно новому этапу работы на этом важном рынке. Помимо расширения партнерской сети и выхода на новых клиентов мы намерены в дополнение к нашим средствам по управлению системами, на поставки которых делался акцент до сих пор, сконцентрироваться на продвижении решений по управлению ИТ-услугами (Service Desk). Мы видим в России большой интерес к использованию мобильных устройств и собираемся также активно работать в этом направлении.

Вообще, одна идея нашего бизнеса, которую мы хотим донести до рынка, — речь идет не только о России, но тут это также очень актуально — заключается в том, что сегодня для эффективного управления ИТ нужно использовать комплексные подходы, которые бы включали не только инструменты собственно управления, но и средства автоматизации процессов. И все это должно выполняться вкупе с решением задач обеспечения безопасности.

PC Week: Какой будет в России партнерская политика вашей компании?

С. Д.: Мы будем последовательно расширять здесь партнерскую сеть. Надеемся, что у нас появятся новые категории партнеров, в том числе связанные с аппаратными бизнесом. Хотелось бы также усилить наше присутствие в регионах страны. Но при этом Arbyte сохранит ключевую позицию в этой экосистеме.

PC Week: Спасибо за беседу.