Компания EMC, начавшая свою деятельность с создания систем хранения данных, затем взяла курс на облака и большие данные. Судя по сообщениям на московской конференции EMC Forum 2012, этот фокус остается прежним.

“Год за годом мы продвигаем тему облаков и Big Data. Стратегия не изменяется, но мы ее уточняем и расширяем”, — сказал Уильям Тьюбер, заместитель председателя правления корпорации EMC. По его словам, сейчас EMC предлагает для создания облачной инфраструктуры два подхода. Первый заключается в использовании комплексных устройств VBlock, представляющих собой комбинацию сетевого и серверного оборудования Cisco, средств хранения данных и обеспечения их безопасности EMC и ПО для виртуализации VMware. “Это интегрированное решение удобно для компаний, так как позволяет решить все задачи построения облачной инфраструктуры с помощью одного устройства, которое проще развернуть и настроить, чем несколько”, — сказал Уильям Тьюбер. Как известно, для продвижения VBlock было создано совместное предприятие VCE, в которое вошли три перечисленных участника этого проекта.

Второй подход заключается в использовании разных компонентов. “Информационные инфраструктуры становятся сложными, чтобы упростить предприятиям задачу объединения технологий, мы в этом году представили эталонную архитектуру VSPEX, которая позволяет выбирать технологии разных поставщиков, но при этом снижает риски и ускоряет внедрение за счет использования протестированной архитектуры”, — рассказал г-н Тьюбер. VSPEX поддерживает ПО, средства виртуализации, серверы, сетевое оборудование разных компаний и системы хранения EMC. В рамках VSPEX предлагаются различные конфигурации ЦОДов, рассчитанные на число пользователей от 50 до 2000. Все они протестированы на совместимость инженерами EMC.

На первый взгляд может показаться, что EMC теперь продвигает два конкурирующих продукта, но Уильям Тьюбер пояснил, что они ориентированы на разные сегменты рынка: “Устройства VBlock в основном предназначены для крупных предприятий, а архитектура VSPEX — для небольших и средних компаний, так как обеспечивает больше свободы выбора продуктов”.

Идеи EMC относительно построения ЦОДов не исчерпываются этими двумя подходами. Этим летом компания представила концепцию программного ЦОДа (software-defined data center), которая подразумевает автоматизацию управления ЦОДом. “Это — ключевая концепция, которая позволит реализовать все достоинства облачной модели: создавать виртуализованную инфраструктуру, предоставлять ИТ как услугу и полностью автоматизировать управление”, — объяснил Уильям Тьюбер, а Адриан Макдональд, президент EMC в регионе EMEA, привел в качестве примера такую возможность использования программного ЦОДа: “Можно будет сказать системе: я хочу получить такой-то уровень обслуживания, реализовывать такие-то процессы и чтобы это стоило столько-то, и система на основе этих параметров автоматически настроится и начнет работать”.

Как считают в EMC, внедрение таких передовых подходов позволит решить ряд проблем, связанных с усложнением ИТ. Так, по некоторым оценкам, предприятия сейчас тратят 70—80% ИТ-бюджета на поддержку имеющейся инфраструктуры и только 20—30% на разработку новых приложений. Судя по опыту EMC, переход на облачные технологии позволяет изменить это соотношение. “В 2004-м мы начали путь в облако и в результате к 2012-му повысили долю ИТ-бюджета, направляемого на разработку, с 20 до 42%, — сказал Уильям Тьюбер. — Переход в облако обеспечил нам значительную экономию: 112 млн. долл. на капитальных издержках и 66 млн. долл. — на операционных. Мы стали меньше тратить на энергопотребление, охлаждение и персонал”.

Таким образом, считают в EMC, облачные технологии позволяют снизить затраты на ИТ. Но предприятиям нужно не только сокращать расходы, но и повышать доходы. Один из способов заключается в использовании накопленной информации для повышения эффективности бизнеса, улучшения обслуживания клиентов, планирования бюджетов и т. д. Но как этого добиться, когда предприятия буквально захлестывает информационный поток? По оценке EMC, в среднем в одной организации объем данных увеличивается каждый год на 60%. “Массивы данных становятся такими большими, что их уже невозможно обработать в реальном времени традиционными способами. Для работы с Big Data нужно петабайтное хранилище данных, унифицированная аналитическая платформа и специалисты по управлению данными”, — сказал Уильям Тьюбер и пообещал, что EMC будет все больше инвестировать в Big Data.

Важную роль в реализации идей EMC играет Россия, поскольку здесь компания не только продвигает свои технологии, но и ведет разработки в Санкт-Петербургском центре, который помимо своей основной деятельности по созданию новых продуктов также содействует развитию бизнеса EMC в России. “Мы стали активно развивать сотрудничество с научными группами, которые разрабатывают технологии, интересные EMC, а в области взаимодействия с университетами перешли на новый уровень — реализуем не просто отдельные образовательные проекты, а целую комплексную программу, — рассказал Вячеслав Нестеров, директор центра разработок EMC в России, и также упомянул сотрудничество с фондом “Сколково”, партнерство с венчурными компаниями, работу со стартапами и поддержку научных мероприятий. Так, Россия стала третьей страной, в которой EMC провела конференцию Data Science Summit, посвященную методам работы с данными и проблемам, существующим в этой области, в частности проблеме дефицита специалистов. Для ее решения EMC предложила создание новой профессии — ученого по работе с данными (data scientist), а участники этой конференции из числа представителей бизнеса подтвердили необходимость в такой специальности.

Что касается бизнеса EMC в России, то, по словам Екатерины Волковой, директора по маркетингу EMC в России и СНГ, рост в первом полугодии 2012-го составил 19%, что значительно меньше, чем год назад. Тем не менее компании удалось сохранить первое место на рынке внешних устройств хранения и даже увеличить долю с 35 до 37,5% (по данным IDC). Быстрее всего в первом полугодии выросло направление профессиональных услуг — на 29%.

Как рассказал Адриан Макдональд, EMC будет наращивать инвестиции в Россию. В ближайших планах компании увеличение штата с 500 до 600 человек: “Мы расширим штат центра разработки, отдела работы с заказчиками, откроем три-четыре новых офиса в России, чтобы быть поближе к заказчикам”. По его словам, в нашей стране у EMC сильные позиции в финансовой и телекоммуникационной отраслях, а в последнее время компания стала наращивать инвестиции в госсектор, здравоохранение, нефтегаз, производство и ритейл. “В регионе EMEA самые большие инвестиции направляются на российский рынок, — сказал Адриан Макдональд. — Традиционно в этом регионе самый большой вклад в наш бизнес вносят Великобритания, Германия и Франция. Но я думаю, что уже через два-три года Россия войдет в ведущую тройку”.