Как известно, строительство подразумевает не только непосредственную работу по подготовке территории, прокладке коммуникаций, сооружению дорог и зданий. Важным и непростым аспектом строительной отрасли является подготовка различного рода документации. Причем в этом контексте можно выделить два вида документов: собственно строительная документация, полученная в результате проектирования, по которой ведется дальнейшая “физическая” работа; и организационно-распорядительная, формирующая правовой статус строительства, включая взаимоотношения участников процесса между собой и, что еще важнее, с соответствующими государственными структурами. Объемы правовой части документации не так велики, как проектной, но ее важность является первостепенной. Она фактически регулирует деловые операции между участниками освоения территорий в рамках комплекса бизнес-процессов, связанных со строительством.

О необходимости автоматизации таких операций и возможных вариантах ее реализации рассказывает заместитель генерального директора по разработке информационных систем группы компаний “Системы и Проекты” Денис Буторин.

Как можно в целом охарактеризовать актуальность данной темы? Как эти вопросы решаются в стране?

Масштабы строительства, как жилищного, так и промышленного, в стране неуклонно растут. При этом актуальность использования ИТ в деловых и профессиональных процессах по управлению развитием и строительным освоением территорий, определяется необходимостью не только повышения производительности труда и снижения сроков выполнения этих операций, но и коренного изменения и повышения прозрачности в данной сфере деятельности. Еще на допроектной фазе решения требуют множество вопросов, которые являются взаимосвязанными, но по факту сегодня реализуются независимо друг от друга. Все начинается с передачи прав собственности на землю. Эти операции выполняются на уровне муниципалитетов, а уже потом, на стадии проектирования, а порой и строительства, решаются вопросы обеспечения сооружаемых объектов различными ресурсами — начиная от стройматериалов и заканчивая водоснабжением и энергообеспечением. В этот момент, уже на более высоком уровне — часто губернаторском, выясняются разного рода трудности и нехватка ресурсов.

Очевидно, что требуется комплексное управление процессами развития территорий, где учтена необходимость тесного информационного взаимодействия госструктур и всех участников строительства, начиная с этапа инвестиционных намерений и до ввода объекта в эксплуатацию. Должна быть обеспечена возможность контролировать состояние различных этапов строительных работ со стороны руководства региона, часто первого лица. Сейчас готовятся изменения в Градостроительный кодекс, и там многие требования по согласованности разного рода операций будут зафиксированы законодательно.

Что же представляет собой автоматизация процесса выдачи разрешительных документов на строительство по стране в целом?

Картина пестрая, с большим разбросом уровня автоматизации. Часто на муниципальном уровне используется довольно широкий спектр различного рода ИТ-решений, в том числе “самописных”.

Но в подавляющем большинстве муниципальных образований (а их только в Московской области несколько сотен) весь документооборот в основном ведется в бумажном виде. Интегрировать такую массу информации на региональном уровне и получить сводную картину, не говоря уже о мониторинге в режиме реального времени, без профессиональной оцифровки и взаимоувязки всего документационного обеспечения крайне сложно.

Что же вы им предлагаете?

Мы предлагаем использовать существующий опыт. По нашим оценкам, в этих вопросах Москва является безусловным лидером. Опыт столицы — это конкретные системы и технологии, которые могут быть успешно применены в регионах.

В Москве полностью автоматизированы практически все процессы, регламентирующие градостроительную деятельность. Речь идет об оформлении земельных отношений и выдаче градостроительных планов земельных участков, проведении экспертизы проектной документации, оформлении разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, а также государственный строительный надзор и другое. Все отдельные технологические процессы интегрированы в единое комплексное решение. Это создает среду информационного обеспечения процессов на разных уровнях управления и обеспечивает мониторинг и контроль реализации практически всех строительных процессов.

В этом году завершается переход Стройкомплекса Москвы на качественно иной архитектурно-технологический уровень. Это связано с переводом государственных услуг в области строительства в электронный вид, обеспечением юридической значимости межведомственного электронного взаимодействия и созданием публичного портала для взаимодействия с гражданами и инвесторами-застройщиками, а также переходом на более широкое использование облачных технологий.

Решение строится в многоуровневой архитектуре регионального масштаба, с расчетом на взаимодействие ведомств всех уровней в электронном режиме. Оно включает как функциональные модули автоматизации подготовки, согласования и выдачи отдельных видов документов, так и более высокоуровневые механизмы контроля и координации строительного развития территории, формирования и мониторинга градостроительных программ.

Сегодня многие регионы пока продолжают работать в традиционном бумажном виде, но очевидно, что необходимость “электронизации” в законодательном порядке быстро докатится и до них. И чтобы не оказаться в “двоечниках”, этим делом нужно заниматься уже сейчас. Конечно, на уровне отдельных городов и поселений ИТ-решения существуют, но комплексных систем регионального масштаба почти нет, а спрос на них быстро растет.

Вы упомянули про облачные технологии. Облака — это дань моде или они действительно нужны?

На наш взгляд, это не мода, а настоятельная потребность. Использование центров обработки данных (ЦОД), портальных решений и тонких клиентов, принципа предоставления “системы как сервиса” — это магистральный путь развития ИТ, особенно для регионов. В отдельно взятом субъекте зачастую по несколько сотен муниципальных образований, и выстраивать, интегрировать и сопровождать в каждом из них свои локальные информационные системы — задача трудоемкая.

Решения, основанные на облачной модели, позволяют интегрировать в единый комплекс унаследованные информационные ресурсы через среду межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), используя сервис-ориентированный подход, и дают возможность муниципалитетам, не имеющим свои решения, использовать отдельные функциональные модули “как сервис”.

Какие усилия потребуются от региона для реализации подобного проекта?

Это зависит от региона, общих рецептов нет. Где-то есть фрагментарная автоматизация, тогда нужно все это объединить и получить общую картину. Где-то имеется решение верхнего уровня, но нет функциональных блоков и “первичной” информации в электронном виде. Удобство предлагаемого нами сервисного подхода заключается в том, что каждый заказчик может выбрать наиболее оптимальный для себя вариант.

Срок реализации проекта обычно варьируется от шести месяцев до года. Большое значение имеет степень вовлеченности в него муниципальных структур — чем выше уровень их участия, тем ниже общая стоимость.

СПЕЦПРОЕКТ ГРУППЫ КОМПАНИЙ “СИСТЕМЫ И ПРОЕКТЫ”