Заключение контрактов без предварительного объявления конкурса, отсутствующие или уничтоженные обоснования по принятым решениям, пропажа компьютеров или, наоборот, кратное превышение их количества против реально необходимого. И многие другие весьма любопытные факты, иллюстрирующее государственные траты из кармана налогоплательщика. Откуда это? Из последнего годового отчета Счетной палаты Германии, органа, уполномоченного представительной властью проверять осмысленность и правомерность трат власти исполнительной.

В этом году отдельной темой отчета стали расходы федеральных органов в сфере ИТ. Интерес более чем обоснованный: худо-бедно, суммарные траты в этой сфере составили 1,4 млрд. евро. С чем же пришлось столкнуться радетелям народных денег в их расследованиях?

Вновь, как и несколько лет назад, в 2005 г., в одном из управлений была отмечена уже тогда жестко раскритикованная, но по-прежнему существующая практика размещения заказов без объявления тендера. Более того: несколько контрактов суммарным объемом 1,8 млн. евро (где отдельные достигали размера 220 тыс. евро) были заключены с одним единственным исполнителем. Многие приобретения по ИТ-статьям не имели никакого обоснования, а сопутствующие документы были уничтожены. Инвентаризация компьютеров выявила нехватку почти 100 ноутбуков. Одновременно с этим отдельные сотрудники располагали 2—3 служебными ноутбуками. Еще более щедрое оснащение было выявлено в другом управлении: на 1800 чел. штата приходилось 4350 компьютеров. Откуда возник такой почти трехкратный переизбыток — не мог объяснить никто.

Другие примеры безответственного обращения с деньгами налогоплательщиков — провальные ИТ-проекты. Так, скандальная ситуация складывается с разработкой унифицированного ПО по налогообложению. О необходимости такого ПО заговорили еще 23 года назад. Первая попытка закончилась ничем, поглотив свыше 400 млн. евро народных денег. Проект-преемник, чей прошлогодний бюджет составил 75,5 млн. евро, также находится под угрозой срыва сроков (и, соответственно, увеличения стоимости) — власти на федеральном и земельном уровнях до сих пор не могут придти к консенсусу относительно подходов к достижению цели. По мнению экспертов Счетной палаты, вместо того, чтобы сконцентрироваться на ключевых элементах системы, исполнители занимаются менее значимыми аспектами, отвлекающими неоправданно много ресурсов и времени.

Существующее ПО также далеко от совершенства. Из-за программных ошибок некоторой части налоговых деклараций удается “проскользнуть” сквозь фискальные проверки и, тем самым, избежать соответствующего налогообложения.

Как уже отмечалось, в предыдущий раз сфера ИТ удостаивалась пристального внимания Счетной палаты в 2005 г. И, судя по формулировкам отчета, по многим вопросам за семь лет никаких серьезных изменений в лучшую сторону не произошло. В этот раз, случайно или нет, появление отчета совпало по времени с проводимой высшими представителями государства и бизнеса встречи по положению дел в ИТ. На этой встрече в верхах политики требовали от бизнеса выйти на лидирующие мировые позиции, а бизнес жаловался на недостаточную поддержку государства и нехватку квалифицированных специалистов (по некоторым оценкам, страна нуждается в 40 тыс. айтишников дополнительно). И пока политики и бизнес выступают с взаимными претензиями, Счетная палата меланхолично фиксирует, что воз и ныне там.