19 ноября в финском городе Сало технопарк “Сколково” подписал меморандум о намерениях с Центром экономического развития региона Yrityssalo Oy. Соглашение было заключено в ходе стартового семинара в рамках делового сотрудничества между предприятиями СМБ Юго-Западной Финляндии и России, организованного при поддержке мэрии Сало совместно с Фондом “Сколково”. С российской стороны в мероприятии участвовало порядка 80 представителей отечественных инновационных компаний, 30 из которых являются сколковскими резидентами.

Конкретные результаты подобных визитов становятся ясны лишь по прошествии времени, однако организаторы надеются, что какие-то международные соглашения будут заключены уже по итогам первого общения сторон.

Непростые времена Сало

Сало в информационной справке организаторов семинара именуется не иначе как столицей финской Кремниевой долины. У региона нет особых преференций, однако исторически сложилась ситуация, когда в городе обосновались крупные и малые технологические компании, усилиями которых и при поддержке местных властей в Сало возникла развитая ИКТ-экосистема.

Разумеется, прежде всего Сало известен в мире благодаря компании Nokia, которая именно здесь много лет назад выпустила свой первый мобильный телефон. Однако, оказав огромное влияние на развитие города, Nokia недавно поставила Сало в сложное экономическое положение. Компания свернула здесь производственные мощности, сохранив только местное подразделение R&D.

Представители Nokia не могли не принять участие в семинаре, однако никаких официальных комментариев по поводу непростого положения компании — как в Финляндии, так и на мировом рынке — сделано не было. Речь председателя правления Nokia Ристо Сииласмаа в основном касалась того, что мир потребляет больше ресурсов, чем может себе позволить, и выход из ситуации лежит в плоскости новейших технологий.

Как удалось выяснить из общения с местными жителями, в лучшие времена в Сало на Nokia работало около 6 тыс. чел. Сейчас осталось 1,5 тыс. При населении городка немногим более 55 тыс. чел. эту ситуацию горожане называют шоковой. В Сало привыкли к стабильной, спокойной и богатой жизни, а сейчас чуть ли не в каждой семье появились безработные. Кроме того, и сам городской бюджет, по всей видимости, изрядно съежился. Экономическая система Финляндии, также как и в России, подразумевает сначала сбор налогов на федеральном уровне, а затем их перераспределение между регионами. Однако в финской схеме каждый регион предельно четко ощущает прямую зависимость от успехов локального бизнеса, уровня общего благосостояния соседей по подъезду и качества городской инфраструктуры.

К слову, нужно отметить, что Nokia ведет себя вполне корректно. Весной в компании было уволено 1,2 тыс. человек с выходным пособием, эквивалентным 15-месячной зарплате. Осенью — еще 800 с компенсацией за 12 рабочих месяцев. Как видим, на какое-то время горожане материально обеспечены, однако ситуацию, когда не у дел оказалось множество высококвалифицированных специалистов, в городской администрации явно воспринимают как повод предпринимать какие-то решительные меры.

В этом контексте организация международного семинара, который потенциально может привести к возникновению новых и расширению существующих бизнесов — это, безусловно, один из шагов для выхода из кризиса. Оптимистично настроенные дальновидные горожане надеются, что уменьшение влияния Nokia позволит развиться малым компаниям, которые раньше не могли адекватно существовать в тени гиганта, высасывающего из них финансовые и людские ресурсы.

Сотрудничество “кремниевых долин”

По словам руководителя по развитию международных программ технопарка “Сколково” Анны Никиной, состоявшийся семинар стал следствием общения с мэром Сало, произошедшим всего лишь четыре месяца назад — в июле текущего года. В отличие от Сало, “русская Кремниевая долина” (именно так в Финляндии именуют Сколково, хотя в России, как мы помним, первые лица государства уже давно отказались от подобной прямой аналогии) пока что находится в начальной стадии своего развития, поэтому она очень оперативно пытается налаживать связи по всему миру. Сколковские компании-резиденты по линии международных программ этой осенью уже побывали в Китае, а также в США, где с ними в формате бизнес-инкубатора работали менторы и у отечественных стартапов была возможность познакомиться с экосистемой Массачусетского технологического института.

Как можно было понять из выступления г-жи Никиной, Россия в целом воспринимается в мире как весьма перспективный рынок, деловые контакты с которым при этом имеют массу препятствий в виде языкового барьера, бюрократии и пр. И в этом плане Сколково себя активно позиционирует в качестве нового позитивного бренда — государственного проекта, от всего этого негатива избавленного.

Насколько будущему иннограду это удается, отчасти можно судить по выступлению на семинаре представительницы отечественной команды Star Force Technologies Юлии Титовой. Ее компания, занимающаяся защитой софта, контента и мобильных платформ, стала резидентом Сколково одной из первых, в этом году получила сколковский грант на развитие проекта, а в следующем году планирует претендовать на очередной грант снова. При этом г-жа Титова лишь вскользь упоминает важность финансирования и предоставляемые резидентам налоговые льготы. Наибольшее же внимание она уделила аспекту PR- и GR-поддержки (созданию позитивного образа и взаимодействию с государством — властью, проще говоря). Имея отношение к бренду Сколково, компания чувствует себя увереннее. Дескать, если стартапу покровительствует российское государство, то и клиенты испытывают к нему больше доверия. Логотипчик “Sk”, интегрированный в основной логотип компании, становится серьезным маркетинговым инструментом, который позволяет продвигать свою продукцию на зарубежных рынках. И западные коллеги, по уверению г-жи Титовой, даже искренне рекомендуют печатать логотип иннограда покрупнее.

Г-жа Титова считает, что безусловную ценность также имеют организовываемые Сколково так называемые эвенты (мероприятия, подобные семинару в Сало). Они предоставляют молодым проектам возможность пообщаться с потенциальными партнерами и инвесторами, обменяться идеями, заключить сделки. При этом, как уверяет г-жа Титова, возникающее партнерство может быть самым разным — и сугубо стратегическим, и технологическим (интеграция решений для новых предложений на рынке), и в контексте организации совместного бизнеса. В общем, эффект от резидентства в Сколково явно есть — резюмирует г-жа Титова.

Финской Кремниевой долине в авральном режиме себя позиционировать не нужно. В мире ее давно знают. (Кстати по уверению мэра Сало Антти Рантакокко, в городе проживает порядка 1,5 тыс. этнических русских специалистов, и даже в городской администрации есть люди с российскими корнями.) Выступавший на семинаре представитель компании Scannano с говорящей фамилией Павлов, рассказал о том, что организовал свой бизнес в Финляндии порядка пяти лет назад и на собственном опыте убедился в том, что эту страну и конкретно Сало не зря называют идеальным местом для реализации идей и вывода их на рынок. По его словам, здесь очень хорошо налажена поддержка малых инновационных предприятий — существуют центры стимулирования проектов на уровне менторства и финансов, а также создана эффективная система бизнес-парков с развитой инфраструктурой для начала бизнеса.

Для технопарка Сколково меморандум с Сало стал уже далеко не первым подписанным договором на международном уровне. И несмотря на то, что раньше речь шла о соглашениях с зарубежными коллегами, представляющими технопарки Швейцарии, Германии, Южной Кореи, цели у всех этих контактов, по уверению г-жи Никиной, схожие — добиться конкретных результатов, выражающихся в возникновении сотрудничества между компаниями.

Разумеется, сам по себе меморандум о намерениях — это в изрядной степени условность. (Вопрос оргкомитету об объемах планируемых взаимных инвестиций закономерно остался без ответа.) Однако обе подписавшие его стороны называют его платформой, которую компании России и Финляндии могут использовать для продвижения своего международного бизнеса — на уровне мероприятий, поиска и подбора деловых партнеров, встречных бизнес-миссий и визитов.

Пример того, что подобная схема действительно эффективна, в Сало первым публично подал представитель некоммерческого партнерства “Северо-Европейский космический консорциум” Владимир Сапожников. На пресс-конференции в первый день семинара он официально заявил журналистам, что через несколько часов его структура закажет в Финляндии для своих нужд организацию технологического процесса лазерной сварки, а также предложит свои технологии для финского рынка.