Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты аналитического отчета «Фемтосети в России и в мире», в котором проанализирован и обобщен опыт стран, активно использующих данную технологию, а также исследовано состояние и перспективы зарождающегося рынка фемтосот в России.
Фемтосота (femtocell) — это маломощная (до 100 мВт) и миниатюрная станция сотовой связи, предназначенная для обслуживания небольшой территории (одного офиса или домохозяйства). Фемтосоты так же, как и пикосоты, и метросоты, и микросоты относятся к категории так называемых «малых сот» (small cells) — маломощных беспроводных точек доступа, которые работают в лицензируемом частотном спектре, управляются оператором и обладают определенным интеллектом.
Основным преимуществом этой технологии для оператора является возможность с ее помощью существенно снизить капитальные и операционные затраты при увеличении покрытия и емкости сетей. С точки зрения потребителя, главным достоинством фемтосетей является возможность получить хороший сигнал внутри зданий и при этом существенно экономить на вызовах, совершаемых из стационарных мест за счет льготной тарификации; может быть также интересен и ряд дополнительных услуг. Вместе с тем, фемтосоты имеют некоторые недостатки, например, они могут создавать помехи сотовой сети из эффекта интерференции.
На начальном этапе развития рынка фемтосот на нем доминировали такие небольшие специализированные вендоры, как ip.access, Ubiquisys и Airvana. В настоящее время на этот рынок вышли практически все крупнейшие производители: Alcatel-Lucent, Cisco, Huawei, NEC, Nokia-Siemens Networks (NSN), Samsung, ZTE и др.
Количество установленных крупными операторами фемтосот исчисляется сотнями тысяч. Так, по состоянию на июнь 2012 г. компания Sprint заявляет о 600 тыс. установленных фемтосот, в октябре 2012 г. этот показатель уже превышает 1 млн. Операторы Softbank, SFR и Vodafone имеют более 100 тыс. установленных фемтосот каждый. Несмотря на то, что компания AT&T не называет цифр, количество установленных оператором фемтосот оценивается более чем в 500 тыс.
Первая фемтосеть была запущена в 2007 г. в США. К концу 2 квартала 2012 г. в мире насчитывалось свыше 40 коммерческих проектов по фемтосотам, около 60 проектов находится в стадии развертывания. При этом основная доля проектов реализована в частном секторе, хотя в последнее время растет число проектов и в корпоративном сегменте, фемтосоты появляются в общественных местах и в сельской местности.
По сравнению с фемтосотами для частных лиц корпоративные фемтосоты обеспечивают расширенную зону покрытия, большее количество одновременных активных голосовых сессий и сеансов передачи данных. Фемтосоты являются хорошей альтернативой другим решениям для улучшения покрытия внутри помещений — ретрансляторам, распределенным антеннам и прочим, поскольку обходятся корпоративным клиентам существенно дешевле. Так, по оценке мобильного оператора Sprint, который нацелен как на крупные предприятия, так и на сегмент малого и среднего бизнеса, затраты на развертывание фемтосетей вдвое меньше, чем при использовании технологий, не связанных с фемтосотами. Это является весьма мощным инструментом для удержания корпоративных клиентов и сокращения оттока.
Некоторые операторы, включая Softbank, Vodafone, Cosmote и SFR предлагают абонентское оборудование бесплатно, причем SFR не устанавливает в этом случае минимальных требований по ARPU; их примеру планируют последовать Mosaic Telecom, SK Telecom и другие операторы. Компания AT&T предоставляет скидки клиентам на фемтостанции, если они заказывают у оператора услугу доступа в Интернет, а если еще и подписываются на безлимитный тариф сотовой связи, то точка доступа предоставляется бесплатно.
Как показывают опросы, многие пользователи не готовы оплачивать «расширение» покрытия сети оператора из своего кармана, поэтому стратегия субсидирования операторами абонентского оборудования для фемтосетей становится достаточно распространенной. Этот фактор, а также существенное снижение цен на фемтостанции являются существенными драйверами для развития рынка фемтосот.
Но, несмотря на снижение стоимости оборудования фемтосот в последние годы и субсидирование устройств отдельными операторами, основными барьерами для более широкого использования «малых сот» в частном секторе, как показал опрос Informa Telecoms & Media, остаются недостаточное предложение услуги со стороны операторов и отсутствие четкого понимания у абонентов преимуществ использования данной технологии.
По данным Small Cell Forum, к концу 2011 г. в мире насчитывалось более 3 млн активных фемтосот различных типов (частный и корпоративный сегмент, городские и сельские сети), т.е. больше чем базовых станций 3G. Более 2,5 млн фемтосот было поставлено в 2011 г., по итогам 2012 г. ожидается увеличение поставок до 6 млн единиц. По прогнозам Infonetics Research, по итогам 4 кв. 2012 г. квартальный объем продаж фемтосот превысит $400 млн, причем продажи 3G-фемтосот будут доминировать.
Главной причиной развертывания фемтосетей является оптимизация сетевого покрытия внутри зданий. В опросе, проведенном Infonetics Research среди 18 операторов мобильной связи, в качестве драйверов были также выделены оптимизация территорий с высоким потреблением трафика и невозможность расширения макросетей.
Основным технологическим драйвером для развертывания «малых сот», включая фемтосоты, как показал онлайн-опрос более 300 представителей вендоров, операторов мобильной и фиксированной связи, маркетологов и других участников рынка фемтосот, проведенный Informa Telecoms & Media, будет технология LTE — так считают более половины опрошенных.
Внедрение «малых сот» в сетях LTE и общественных местах станет ключевым драйвером для более активного развития данного сегмента рынка.
Южнокорейский SK Telecom стал первым оператором, которому удалось реализовать коммерческий проект по развертыванию фемтосот в сети LTE. Компании Virgin UK и Telefonica анонсировали испытания «малых сот» для LTE.
Становление рынка фемтосот началось в России в 2011 г., т.е. на несколько лет позднее, чем в развитых странах. Компании МТС и «МегаФон» запустили проекты по фемтосотам практически одновременно — в мае 2011 г. «ВымпелКом» начал с тестовой эксплуатации в двух регионах — Северо-Западном и Центральном — в августе и ноябре 2011 г. соответственно.
В настоящее время российский рынок фемтосот по своему объему (менее 2 тыс. зарегистрированных фемтостанций) несопоставим с лидирующим по количеству фемтосот рынком США, где установлено примерно
Более половины действующих базовых станций для создания фемтосот развернуты в Центральном федеральном округе. При этом на Москву приходится 76% всех станций округа, а суммарно на Москву и Московскую область — 84%. На втором месте по количеству фемтосот находится Северо-Западный федеральный округ — 24%. В Санкт-Петербурге сосредоточено 83% всех действующих станций округа, а совместно с Ленинградской областью — 89%.
Центральный и Северо-Западный федеральные округа стали первыми и основными для продвижения услуг фемтосот в России. В этих регионах фемтосоты развернули все операторы «большой тройки».
Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа являются наименее развитыми по количеству фемтосот — в совокупности на них приходится 3% действующих фемтостанций. В Уральском федеральном округе не зарегистрировано ни одной базовой станции стандарта IMT-2000/UMTS для создания фемтосот.
В феврале 2010 г. государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) РФ упростила порядок получения разрешений на установку фемтосот. Согласно новым правилам регулирования, признано возможным использование полос радиочастот
Внесение изменений в правила регистрации упростило процедуру и сократило сроки регистрации фемтосот, что дало толчок для развития рынка фемтосот в России преимущественно в сегменте корпоративных пользователей. Однако для развития массового рынка, по мнению операторов связи, необходимы дополнительные доработки и упрощения, в частности, отнесение фемтосот к абонентским устройствам. Поэтому крупнейшие российские мобильные операторы ориентированы в предоставлении услуги, в первую очередь, корпоративным пользователям.
Рынок фемтосот в России находится на этапе становления. Дальнейшее развитие будет во многом зависеть от совершенствования и упрощения законодательной базы в этом вопросе, а также от результатов анализа коммерческой эффективности проектов фемтосетей операторов сотовой связи.
В ближайшие годы изменится и структура рынка. По прогнозам Infonetics Research, к 2016 г. на домашние фемтосети придется 75% рынка в количественном выражении (против 90% в настоящее время), доля рынка фемтосетей в общественных местах увеличится с 1% до 12%, а доля рынка фемтосетей в компаниях увеличится с 8,5% до 13%.
В целом прогнозы аналитических агентств, сделанные в
С точки зрения конечного пользователя в России, фемтосоты пока имеют низкую потребительскую ценность, поскольку абоненту в большинстве случаев фактически предлагают за свой счет улучшить покрытие сети сотовой связи. Поэтому необходимо повысить ценность фемтосоты в глазах потребителя, в том числе за счет расширения ее функционала и внедрения дополнительных услуг (например, SMS-оповещение о появлении члена семьи/сотрудника в зоне действия фемтосоты и пр.).