В ноябре Россию впервые посетил Хидеичи Кавасаки, президент компании OKI Electric Industries. С чем связан этот визит и как OKI планирует развивать свой бизнес в нашей стране, он рассказал научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной .

PC Week: Какова цель вашего визита в Россию?

Хидеичи Кавасаки: Главная цель моего приезда — познакомиться с растущим российским рынком. В то время как в Европе очень серьезные проблемы, российская экономика продолжает расти, хотя и не такими темпами, которые были раньше, но тем не менее стабильно.

Кроме того, мы начинаем продвигать здесь принципиально новую продукцию — банкоматы для финансовых и кредитных организаций. В России мы впервые выходим на этот рынок, а в других странах уже давно их поставляем, так, в Японии наша доля равна 40%, а в Китае — 50%. Но дело в том, что в России много банков, имеющих разветвленную сеть филиалов, и к тому же широко используются платежные карты. И мы видим здесь хорошие перспективы и будем стараться расширять нашу долю на этом рынке.

PC Week: Но на этом рынке работают и другие компании. За счет чего вы собираетесь с ними конкурировать?

Х. К.: У нас богатый опыт производства банкоматов. Во-первых, они могут работать с валютами 128 стран мира. Но в России мы ориентируемся на работу с тремя валютами, которые имеют у вас хождение. Во-вторых, будем поставлять рециркулярные банкоматы, они позволяют клиентам получить не только те купюры, которые заложены банком, но и те, которые вносили другие клиенты при оплате услуг через банкомат. Это удобно и банкам, и клиентам. Уже выполнена поставка таких банкоматов в “Альфа-банк”.

PC Week: А как развивается ваш принтерный бизнес? Как обстоят дела в странах БРИК вообще и в России в частности?

Х. К.: Это — быстро развивающийся регион. Для нас наибольший интерес представляют Россия и Бразилия, потому что в этих странах бизнес развивается наиболее динамично, поэтому есть спрос на ту технику, которой мы занимаемся. Индия тоже активно движется вперед, но там больше заинтересованы в крупных объемах дешевой продукции, а в России есть спрос на сложные и многофункциональные устройства, поэтому этот рынок для нас очень важен. И хотя сейчас в России и Бразилии преобладает спрос на черно-белые принтеры, появилась тенденция к переходу на цветные модели и на многофункциональные офисные устройства.

Что касается Китая, то там спрос быстро рос, но сейчас политические проблемы начинают тормозить наши отношения [имеется в виду спор из-за островов. — Е. Г.]. Нам бы очень не хотелось, чтобы эти противоречия замедлили развитие нашего бизнеса в Китае.

PC Week: Какие тенденции сейчас наблюдаются в области принтеров в России?

Х. К.: Здесь те же самые тенденции, что и в странах Западной Европы. Там тоже в свое время по мере экономического роста начался переход от черно-белой к цветной печати и от простых принтеров к МФУ. В России эти тенденции становятся более серьезными.

PC Week: На какие сегменты ИТ-рынка вы ориентируетесь?

Х. К.: Наша основная цель в России — средний бизнес, который более всего нуждается в той продукции, которую мы можем предложить и который имеет финансы для ее приобретения. С этим сегментом мы взаимодействуем через дистрибьюторов.

На домашнем рынке мы сейчас не работаем, хотя раньше производили телефонные аппараты для потребителей. Это было на заре бизнеса OKI, в далёком 1881 г., По мере развития мы переориентировались и теперь в основном выпускаем продукцию для бизнеса.

Корпоративный сегмент нас тоже интересует. Мы развиваем отношения с крупными предприятиями, в том числе и с государственными учреждениями. С ними мы работаем через интеграторов. В качестве примера крупных заказчиков могу привести компанию “Газпром”, группу “Альянс”.

PC Week: Как развивается конкуренция на рынке офисной техники в мире и в России. Кого вы считаете основными конкурентами?

Х. К.: На рынке принтеров ближайшие наши конкуренты— Xerox и Brother. HP слишком крупная компания по сравнению с нами, и мы не считаем ее своим конкурентом. Свое основное преимущество мы видим в нашей светодиодной технологии, благодаря которой можем поставлять компактную, надежную продукцию с хорошим дизайном.

PC Week: А ценовая конкуренция еще возможна? В последнее время цены на устройства печати очень сильно упали. Есть ли другие способы повышения конкурентоспособности помимо снижения цены?

Х. К.: Действительно, можно повышать конкурентоспособность продукции за счет снижения цен. Но, с другой стороны, существует такая продукция, по которой у нас нет конкурентов и которую можно продавать по достаточно высокой цене. Например, принтеры для медицинских учреждений, поддерживающие протокол DICOM и благодаря этому способные работать параллельно с томографами и рентгеновскими аппаратами.

PC Week: Вы видите выход в производстве нишевых продуктов?

Х. К.: Да, мы действительно ориентируемся на целевые ниши, работа в которых позволяет поддерживать соответствующий уровень цен.

Кроме того, продвигаем продукцию с открытым интерфейсом и поддержкой облачных вычислений. Если раньше было принято, что компьютер работает с определенным принтером, то сейчас компьютер может выбирать принтер из облака, что позволяет предприятиям размещать принтеры где угодно, и печатать на них не только с ПК, но также со смартфона и с планшета.

PC Week: Каковы планы у OKI в России? Собираетесь ли вы поставлять сюда какие-нибудь другие новые продукты кроме банкоматов?

Х. К.: Мы сейчас находимся в процессе маркетинговых исследований — стараемся выбрать продукцию, подходящую для российского рынка. Возможно, это будут средства связи, возможно, терминалы для покупки и проверки железнодорожных билетов. Такие варианты мы рассматриваем, но решение еще не принято.

PC Week: Спасибо за беседу