Весной 2012 г. авторы комплекса программных средств “Система автоматизации медико-страхового обслуживания населения” (КПС “САМСОН”) и компания “Виста” из Санкт-Петербурга объявили о прекращении совместной деятельности в рамках проекта “САМСОН-Виста”. Тогда же была учреждена новая организация “САМСОН Групп”, которая стала правообладателем исключительных прав на продукт “САМСОН” и продолжила работу по его развитию. О том, что последовало за этим событием, как оно отразилось на динамике спроса со стороны медицинских учреждений и бизнесе компании, а также о планах на будущее рассказал коммерческий директор группы компаний “САМСОН” Александр Герасимов.

Расскажите, пожалуйста, в чём причина разрыва отношений с компанией “Виста”.

Причиной нашего расхождения стали принципиальные разногласия в идеологии развития проекта “САМСОН-Виста”. Компания “Виста” взяла курс на реализацию своей политики развития продукта, предполагающей, что любые пожелания заказчика необходимо реализовывать немедленно, при этом зачастую не учитывая возможные негативные последствия той или иной реализации. Мы же решили продвигать КПС “САМСОН” в качестве свободного программного обеспечения (СПО) в том же технологическом ритме и с теми же подходами к реализации, как и раньше. Таким образом, с технологической точки зрения у нас ничего не изменилось. Более того, в “САМСОН Групп” перешла большая часть команды разработчиков, аналитиков, программистов, внедренцев, сопровождающего персонала и прочих специалистов. Была проведена серьёзная модернизация структуры компании в целом, что помогло достичь более высокого КПД в производстве.

Мы зарегистрировали наш новый продукт под названием “САМСОН”, указывая при этом во всех документах, что он базируется на технологической платформе “САМСОН-Виста”. И в конце апреля первый официальный релиз КПС “САМСОН” (версия 2.5) был запущен в промышленную эксплуатацию.

Какие новшества ожидают ваших пользователей?

В первую очередь мы провели существенную работу над ошибками, что привело к стабильной работе комплекса. По окончанию работ по оптимизации программного кода мы ожидаем не менее двукратного повышения производительности. Завершены работы над функциональным механизмом “электронное направление”. Также заканчиваются работы по модернизации электронного расписания и разработке новых функциональных механизмов: “Иммунопрофилактика” и “Учет ТМЦ”. Помимо этого мы расширили функционал комплекса за счет реализации интеграционных модулей с внешними лабораторными, бухгалтерскими и кадровыми системами. К сегодняшнему дню мы также завершаем работы по созданию в рамках КПС “САМСОН” “стоматологического подраздела” и “мини-лабораторной системы”, которая в ряде случаев может полностью заменять лабораторную систему. И, наконец, мы обеспечиваем поддержку всевозможных федеральных регламентов, в частности интеграцию с федеральным информационным ресурсом.

Как осуществляется обратная связь с пользователями?

Для этих целей у нас используется электронная система управления проектом. Мы предоставляем каждому пользователю возможность создания учетной записи в этой системе, т. е. возможность стать полноценным участником проекта “САМСОН”. В принципе это нормальная практика развития свободного ПО — вносить свои идеи, предлагать корректировки, исправление ошибок. И мы обязательно на эти заявки отвечаем, ни одна из них не остается пропущенной.

На сегодняшний день скорость реакции на каждую заявку составляет у нас не более 24 часов, правда здесь надо отметить, что заявки бывают разные. Так, примерно в 80% случаев пользователи просто не знают, как решить тот или иной вопрос, и просят для них что-то разработать. В подобных ситуациях достаточно просто показать, как эта задача уже реализована в системе. В остальных же случаях к работе подключаются аналитики, которые начинают изучать эти вопросы, ставить задачи программистам. И тут уже дело зависит от загруженности программистов, сложности задачи и многих других факторов.

В России есть другие СПО-решения, с которыми вам приходится конкурировать?

“САМСОН” — единственная МИС, предлагаемая по принципам СПО. Тем не менее конкуренция есть всегда, например, с проприетарными продуктами. Все медицинские системы очень похожи, у них мало принципиальных отличий. Технология их функционирования давно известна, и все вендоры разрабатывают их в соответствии с потребностями заказчиков. А эти потребности в сфере здравоохранения, особенно в государственных структурах, одинаковы. Поэтому конкурировать довольно тяжело.

К сожалению, сегодня люди еще не очень верят в идею свободного ПО. Они звонят нам и интересуются, действительно ли можно просто скачать продукт с нашего веб-сайта и начать им пользоваться. Их главный аргумент — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, мы понимаем, что наша система не идеальна, но ни один продукт в этом сегменте не может быть окончательно законченным, он постоянно требует модернизации. И если на уровне федерации меняются правила информационного взаимодействия, систему приходится дорабатывать. Однако в случае со свободным ПО люди не верят в то, что они могут дорабатывать всё сами, не нарушая при этом никаких лицензионных соглашений.

По нашим данным, на сегодняшний день только порядка 5—10% наших заказчиков могут самостоятельно что-то сделать с системой без привлечения сторонних организаций. Тем не менее есть достаточно успешные примеры развертывания СПО-решений. Так, в Челябинской области три медицинских учреждения внедрили КПС “САМСОН” полностью без нашего участия — исключительно силами местных системных администраторов. В Санкт-Петербурге одна крупная больница взяла нашу систему, разобрала ее “по косточкам” и настроила под себя. Причем они обращались к нам только по небольшим вопросам, не более того.

Как вы оцениваете достигнутые к настоящему моменту результаты?

Прежде всего надо отметить, что мы увеличили нашу клиентскую базу. В частности, по сравнению с тем же периодом прошлого года количество клиентов в Санкт-Петербурге возросло примерно на 10%. Сегодня мы внедряем “САМСОН” более чем в 20 медицинских учреждениях в Архангельской области, а также активно работаем в Краснодарском крае, где совместно с партнерами реализуем крупный проект. На сегодняшний день, мы смогли значительно расширить свою партнерскую сеть на территории России.

Другой важный результат — это увеличение доли прибыли нашей компании по сравнению с 2011 г. ориентировочно на 45—50%.Удалось успешно завершить благотворительные проекты в “Благотворительном медицинском диагностическом центре женского здоровья “Белая роза” (Санкт-Петербург) и СПб ГАУЗ “Хоспис (детский)”, где мы развернули свою систему за символическую плату в 1 рубль. И это несмотря на довольно большой провал, который случился в середине текущего года. А поскольку 2012-й еще не закончился, мы надеемся довести этот показатель до 50—55%.

Как складываются ваши взаимоотношения с государством? Нужна ли вам поддержка с его стороны?

Приходится констатировать, что сегодня мы не получаем от него практически никакой поддержки, приходится всё решать собственными силами. Нас обрадовало, когда в конце 2010 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 2299-р о плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО. Но, как показала практика, эта радость была преждевременной.

Тем не менее есть учреждения, которые всё-таки решили руководствоваться в своей деятельности именно этим распоряжением и внедрять свободное ПО, причем не только МИС, но и операционные системы, а также некоторое сопутствующее ПО. К сожалению, в массовом порядке это не реализуется. Более того, я читал, что в регионах проекты по внедрению СПО зачастую проваливаются.

Однако проблема здесь не в том, свободное это ПО или несвободное. Она заключается в несогласованности общепринятых стандартов, что не прописано ни в каких законах. Пользователи привыкли к текстовым форматам Microsoft, и поэтому у них возникают сложности с обменом документами между собой.

В качестве исключения я могу назвать Санкт-Петербургскую поликлинику № 38, которая запустила свыше 60 рабочих станций полностью под СПО. И в итоге благодаря полной патентной чистоте на каждой рабочей станции, где не было установлено ни одного продукта Microsoft, этому медицинскому учреждению удалось сэкономить порядка 700—800 тыс. руб. на одних только лицензиях.

Как решаются вопросы интеграции комплекса “САМСОН” с медицинским оборудованием?

Как правило, сегодня поставщики оборудования уже поддерживают СПО, в частности Linux-системы. Существуют также стандартные протоколы обмена данными, типа ASTM, DICOM, которые позволяют легко подключить тот или иной прибор к информационной системе.

Сложности возникают, если на рабочей станции пользователя имеется несколько разных систем. Например, в отделе статистики ставят нашу систему как основную, а для систем госотчетности зачастую необходимо иметь Windows, а иногда и MS Office. Эти продукты не являются кросс-платформенными, и ЛПУ вынуждены ими пользоваться.

Впрочем, по моему убеждению, при наличии грамотных системных администраторов любое медицинское учреждение может самостоятельно справиться с этой задачей — было бы желание. Когда люди твердо идут к поставленной цели, они всегда ее достигают.

С какими проблемами приходится сталкиваться при продвижении вашего продукта на рынок?

Главная проблема связана с реализацией закона № 94-ФЗ об организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Поскольку “САМСОН” — продукт свободный, на аукцион с ним приходит много разных компаний, в том числе и недобросовестных. Выиграв аукцион, они в силу своего непрофессионализма просто “ломают” систему: вносят изменения в исходные тексты, но делают это так, что система становится либо вообще неработоспособной, либо некорректно работающей, либо алгоритмы решения меняются до неузнаваемости. И это, естественно, наносит удар по нашей репутации. Ведь зачастую люди не разбираются, в чём проблема, а просто говорят, что “САМСОН” не работает. Так что порой дело доходит даже до судебных разбирательств.

Сложности возникают также и с сопутствующими услугами — обслуживанием системы, ее модернизацией и прочим. К сожалению, сегодня не существует нормальной схемы, когда заказчик мог бы привлечь к таким работам исключительно автора продукта. И в этом наша беда.

С коммерческими медицинскими учреждениями проще работать?

Намного проще. Во-первых, они хорошо умеют считать деньги и понимают экономическую выгоду внедрения ИТ-системы и её эксплуатации. Они могут без всяких конкурсов заключить с нами контракт, в рамках которого договориться о цене, устраивающей обе стороны. Во-вторых, коммерческие медучреждения понимают, что они хотят получить в итоге, и, как правило, там работают профессионалы в области ИТ.

Если государственному медицинскому учреждению, которое обращается к нам с просьбой внедрить, например, электронную регистратуру, это нужно зачастую, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, то коммерческий заказчик еще и пояснит, какая именно электронная регистратура ему нужна.

Мы ведем оценку того, как реально применяется “САМСОН” у заказчиков. По нашим данным, сегодня коммерческие клиники используют, как правило, практически 90% возможностей системы, тогда как государственные — примерно 10—40%. Именно по этой причине нам намного интереснее работать с коммерческим заказчиком. Хотя, и среди госзаказчиков есть весьма перспективные и интересные учреждения.

И наконец, каковы ваши планы на следующий год?

Сегодня мы ведем переговоры с несколькими структурами здравоохранения Краснодарского края, разрабатываем для них концепцию информатизации медицины в этом регионе. Я полагаю, что там у нас есть все предпосылки для продолжения взаимовыгодного сотрудничества. Такую же работу мы ведем и в Новгородской области, но самым перспективным регионом мы считаем Архангельскую область, которая в целом стала для нас приятным исключением. Местные руководители, понимая всю важность использования ИТ в здравоохранении, стараются как можно глубже вникать в эту проблему. Во многом это объясняется активной позицией, которую занимает МИАЦ Архангельской области. Во-первых, МИАЦ — это уже сама по себе ИТ-структура, а во-вторых, его специалисты понимают значение информатизации медицины для региона и много времени посвящают решению данной задачи. С нашей стороны это также требует значительных усилий, но с такими людьми приятно иметь дело.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ