2012 год для сегмента российского ИТ-рынка, традиционно называемого рынком систем электронного документооборота (СЭД), прошел под знаменем “выхода за горизонты СЭД”. Такой лозунг, безусловно, отражает важные изменения, происходящие в данной сфере, но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что за ним скрываются интересные, порой довольно противоречивые аспекты и тенденции рынка. Об этом мы подробно поговорим в ближайшее время, когда будем анализировать итоги 2012-го и перспективы года наступающего.

Сейчас же отметим, что с проблемой позиционирования своей СЭД/ECM-системы, кажется, столкнулся и один из ведущих игроков этого рынка, компания DIRECTUM, которая еще на майской конференции DOCFLOW ‘2012 представила свою новую стратегию развития Extra ECM, обозначив тем самым новые целевые рубежи: выход за горизонты не только СЭД, но и ECM. Более обстоятельный разговор на эту тему состоялся в Москве в конце ноября на очередной конференции “DIRECTUM Extra: Бизнес-перемены”.

Поясняя суть идей Extra ECM, исполнительный директор DIRECTUM Константин Истомин выделил четыре основных направления “выхода за горизонты”:

  • Extra User — расширение возможностей пользователей, в первую очередь за счет применения методов социализации, которые влияют как на характеристики самой программной системы, так и на подход к внедрению и обучению пользователей. В сочетании с упрощением работы в ECM-системе использование встроенных средств обучения должно помочь вовлекать пользователей в процесс изучения базовых возможностей. Новая версия DIRECTUM способна сама предугадывать возможные запросы пользователя, в нужный момент предлагая необходимые сведения об актуальном функционале. В целом социализация направлена на повышение пользовательского интереса к работе с системой, увеличение частоты обращения к ней и получение социального отклика на свои действия в виде “лайков” (от like — нравится), баллов за различные достижения и пр. Такая “социализированная” ECM-cистема должна будет содержать расширенную информацию о пользователях, об их достижениях и накопленном опыте, об участии в проектах и стать более человечной, открытой, нацеленной не только на выполнение бизнес-функций, но и на межличностное общение. 
  • Extra Business Task — увеличение спектра решаемых задач с помощью ECM-системы. В частности, речь идет о все более узких и специфичных для каждой компании процессах, таких как управление проектами и командировками, кадровая работа, деятельность службы service desk. К работе в такой системе вовлекается все больше сотрудников, при этом должна повышаться их удовлетворенность новым уровнем взаимодействия. Таким образом, охватывая все новые и новые процессы внутри компании, ECM-система выступает полноценным инструментом повышения эффективности в масштабе всего предприятия.
  • Extra Access — разнообразие вариантов доступа. Современные требования пользователей к ECM-системе подразумевают не только возможности обращения к корпоративным данным из любого места и с любых устройств (настольные приложения для офиса, смартфоны и планшеты для мобильной работы и т. д.), но и использование специализированных приложений, адаптированных под выполняемые сотрудником функции (руководителю, делопроизводителю, продавцу с разъездным характером работы). Более того, расширение границ использования корпоративной информации и удобства доступа к ней дополняется интеграционными механизмами с другими корпоративными системами (такими, как ERP, CRM, CPM и BPM), а также различными вариантами размещения системы в частных или публичных облачных сервисах.
  • Extra Corporation — межкорпоративное взаимодействие, в том числе электронный обмен юридически значимыми документами, в отношении которого не так давно были сняты многие правовые ограничения. ECM-система, выступающая в качестве хранилища юридически значимых документов, должна эффективно интегрироваться с сервисами межкорпоративного обмена, избавляя предприятия от “бумажного” барьера при взаимодействии друг с другом.

Конкретная реализация этих идей на конференции была продемонстрирована на примере ряда реализованных проектов на базе ПО Directum и новых возможностей выпущенной нынешней осенью версии Directum 4.9.