К декабрьскому форуму HP Discover '2012 во Франкфурте американская корпорация подошла в уже ставшем привычным состоянии переоценки деятельности своего прежнего высшего руководства. Год назад, в преддверии европейского HP Discover ‘2011, глава компании Мег Уитман продемонстрировала способность принимать нешуточные по масштабам решения, среди которых отказ от продажи отделения персональных компьютеров и запуск проекта Odyssey, призванного в значительной степени решить проблему, связанную с отказом Oracle поддерживать Itanium. Тогда, в Вене, HP акцентировала внимание на интеграции в свой продуктовый портфель технологий недавно приобретенной британской компании Autonomy, а глава этой компании Майк Линч, ставший руководителем подразделения HP Information Management, выступал в качестве одного из главных спикеров и купался в лучах славы.

С тех пор Мег Уитман приняла множество кардинальных решений, серьезно реорганизовав структуру бизнес-подразделений корпорации. Безусловно, достижением периода ее правления можно считать недавнее объявление компанией Intel о выпуске процессоров Itanium серии 9500, сразу взятых НР на вооружение в линейке серверов Intergrity.

Наверное, самое трудное, что ей досталось, — финансовые проблемы, во многом связанные с дорогостоящими покупками. Так, по итогам III квартала 2012 г. компании пришлось списать 8 млрд. долл. своего убыточного подразделения корпоративных сервисов (напомним, что в августе 2008-го за 13,9 млрд. долл. была куплена компания Electronic Data Systems, ставшая основой группы корпоративных сервисов HP Enterprise Services). А по итогам уже следующего, IV квартала компания объявила о списании еще 8,8 млрд. долл. в связи с обесцениванием активов фирмы Autonomy, купленной в 2011-м более чем за 11 млрд. долл. При этом свыше 5 млрд. из этой суммы составили потери, связанные, как заявлено, с фальсификацией финансовой отчетности Autonomy.

Очевидно, это настоящий скандал, поскольку Майк Линч компанию в мае покинул, причем ушел он не с пустыми руками (по условиям слияния Autonomy и HP он получил опцион на 500 млн. долл.) и не один (в целом НР покинуло 250 сотрудников — четверть штата Autonomy). При этом он категорически отвергает обвинения НР в финансовых махинациях и вполне в состоянии продолжить деятельность на ниве средств обработки неструктурированной информации, поскольку, как известно, для софтверной компании главное — кадры и инвестиции, а эти ресурсы ему сейчас доступны. Разбирательство “НР против Линча” может оказаться очень непростым и долгоиграющим: эта тема, по мнению авторитетных мировых экспертов, может потребовать осмысления на глобальном уровне того, как компании вообще считают свои доходы и прибыли, и выработки некого единого международного стандарта финансовой отчетности как комбинации американского GAAP и британского IFRS.

Несомненно, Мег Уитман оказалась в крайне непростом положении, поскольку технологии Autonomy уже вошли в портфель НР, да и сама она в некоторой степени причастна к принятию решения о покупке Autonomy, поскольку в то время была членом совета директоров НР. Тем не менее она демонстрирует стремление и готовность перенести все выпавшие на ее долю сложности и сделать НР более эффективной. Так, с трибуны франкфуртского НР Discover она пошутила, что уходящий год был для НР “спокойным” и “ничего собственно не произошло”.

Мег Уитман недвусмысленно заявила о том, что компания верит в технологии Autonomy и они будут развиваться в рамках НР. Из других приоритетных технологий она упомянула печать, которая являет собой “мост между цифровым и физическим мирами”. В частности, она считает необходимым значительно упростить печать с мобильных устройств.

В целом стратегию компании на ближайший год Мег Уитман охарактеризовала следующими словами: “HP — это 120-миллиардная компания, в которой инновации живут и чувствуют себя хорошо. Нам нужно усердно потрудиться над коммерциализацией инноваций и ускорением их вывода на рынок”.

Надо сказать, что на фоне шума вокруг финансовых и организационных неурядиц НР на второй план стали уходить те многочисленные технологии, которые компания разрабатывает, продает и поддерживает в огромных масштабах по всему миру. В связи с этим и интересно мнение аналитика Forrester Ричарда Фишеры, высказанное им в конце ноября в блоге ZDnet. Он задается вопросом, как нынешние неурядицы НР могут сказаться на десятках тысяч ее корпоративных заказчиков, купивших миллионы серверов, большое количество СХД, клиентских устройств и всего прочего. И приходит к выводу, что на тактическом уровне они на заказчиках сказаться не должны. По его мнению, НР по-прежнему является очень эффективным поставщиком критически важных инфраструктурных решений для современных предприятий.

Ричард Фишера, проработавший четыре года в подразделении НР ESSN, считает, что последнее обновление модельного ряда серверов компании демонстрирует ее полную конкурентоспособность в этом сегменте. Системы хранения данных НР, по его мнению, хотя и не являются лидирующими в отрасли, но “более чем адекватны”.

Немаловажно, что неурядицы в высшем руководстве НР не затронули ядро компании, состоящее из высококлассных технических специалистов и управленцев, пишет Фишера. Он полагает, что потеря нескольких миллиардов долларов не повлияет на способность компании предоставлять заказчикам необходимые им продукты и сервисы, и тем не стоит беспокоиться о судьбе своих многолетних контрактов с вендором.

И надо сказать, что заполнившие павильоны выставочного центра Messe Frankfurt порядка 9000 участников НР Discover (в большинстве своем это были корпоративные заказчики) занимались отнюдь не обсуждением финансовых проблем вендора, а старались использовать предоставившуюся им возможность “пощупать” последние разработки компании и обсудить их и свои проблемы с экспертами из НР, приехавшими, как и заказчики, с нескольких континентов.

Что касается конкретных новых решений, представленных на форуме, то о них мы расскажем в следующих публикациях.