Группа крупнейших технологических компаний США, в числе которых Google, Facebook, Dell, Rackspace, Red Hat, Intuit, Homeaway и Zynga, выступили “единым фронтом” — в совместном обращении в Федеральный апелляционный суд США они потребовали пересмотреть принятую в США практику патентования, сообщает интернет-ресурс h-online.

В обращении говорится о том, что многие заявки на патенты, имеющие отношение к компьютерным технологиям, носят слишком обтекаемый характер, описывая идею слишком абстрактными понятиями и выражениями. К примеру, множество поданных на регистрацию заявок указывают, что патентуемая идея или технология исполняется средствами ПК или в Сети, но, как указывают в своем обращении Google, Facebook и др., подобные заявки без практической реализации получают эксклюзивные права на саму абстрактную идею, без каких бы то ни было ограничений на то, как эта идея воплощается. Выдача патентов на подобные заявки тормозит, а не продвигает инновации.

ИТ-гиганты полагают, что патентование подобных “абстрактных” патентов грозит реальным инновациям, поскольку предполагает, что нечистоплотные на руку дельцы получат на руки исключительное право требовать патентные отчисления с тех, кто действительно изобретает что-то новое, но не сможет вывести его на рынок до тех пор, пока не заплатит так называемому “патентному троллю”. Заявители обращают внимание регулятора, что сплошь “затеоретизированные” заявки суть антинаучные, и являются настоящим грузом НТП.

Патентный тролль — это термин, описывающий компанию, которая специализируется на юридических тяжбах по интеллектуальной собственности. Ее патенты, как правило, охватывают достаточно общие сферы, а сама компания никаких продуктов не производит.

В тексте обращения к Федеральному апелляционному суду США компании ссылаются на резонансный патентный спор “CLS Bank vs. Alice”, который этой осенью был возобновлен в апелляционном суде Вашингтона. Причиной его возобновления послужило желание суда разработать новый тест для определения того, является ли изобретение, реализуемое с использованием вычислительной машины, абстракцией, не подлежащей патентованию.

Спор в этом деле разгорелся вокруг некоторых патентов США, принадлежащих Alice Corporation, и определяющих базовые понятия финансовой транзакции, производимой посредством компьютера, где система-посредник гарантирует, что вовлеченные в транзакцию стороны выполнили свои обязательства по контракту. Ответчик — CLS Bank — в свою очередь заявляет, что запатентованная функция также может быть реализована с помощью ручки и бумаги любым произвольным посредником, поэтому данная процедура является общепринятой.

Профессор права из университета Санта-Клары Колин Чин проанализировал количество обращений в американские суды по патентным искам и выяснил, что около 61% претензий исходит от “патентных троллей”. Этот результат был зафиксирован по итогам 2012 г., тогда как годом ранее этот показатель составлял 45%, а пять лет назад — 23%. Возросшая активность “патентных троллей” говорит о том, что рынок интеллектуальной собственности становится привлекательным средством обогащения. “Это означает, что больше исков подано теми, кто ничего не производит, чем теми, кто производит”, — отметил Чин.

Ранее исследователи Бостонского университета подсчитали примерную сумму ущерба, нанесенного компаниям “патентными троллями”. По оценкам экспертов, в 2011 г. было зафиксировано 5842 жалобы в суд, по сумме которых владельцы патентов, которые не используют их практически, получили 29 млрд. долл. Для сравнения, в 2005 г. расходы компаний по 1401 судебному иску, связанному с лицензированием технологий, составили 6,6 млрд. долл.

Ситуация выглядит угрожающей с учетом того, что атаке “патентных троллей”, не вкладывающих денег в создание технологий, подвергаются прежде всего небольшие стартапы, нацеленные на создание новых технологий. Исследование показало, что среди стартапов, к которым предъявлены патентные иски, 35% компаний, получивших от 50 до 100 млн. долл. и 20% компаний, достигших финансирования в 20—50 млн. долл. При этом статистика не охватывает патентные дела, решенные без доведения до судебного разбирательства.

Одновременно с подачей американскими компаниями обращения к регулятору, в Европе набирает ход ажиотаж, который вызвало введение унитарных патентов ЕС, концепция которых была раскритикована учеными, правоведами и представителями среднего бизнеса. Вслед за этой критикой фонд Free Software Foundation Europe (FSFE) подал прошение в Европарламент с просьбой отложить голосование. Один из представителей фонда заявил, что члены парламента “не должны идти на поводу скоропалительных выводов и принимать компромиссные решения”, добавив, что введение унитарных патентов может повлечь за собой значительные проблемы как в законодательной, так и в практической плоскости.

Впервые в 2011 г. общее число патентных заявок, поданных во всем мире, превысило отметку в 2 млн. Из 2,14 млн. заявок 1,36 млн. были поданы резидентами и 0,78 млн. — нерезидентами. После наблюдавшегося в 2009 г. сокращения на 3,6% число поданных патентных заявок начало уверенно расти с приростом на 7,5% в 2010 г. и на 7,8% — в 2011 г.

В 2011 г. Китай получил 526 412 заявок, по сравнению с 503 582 заявками, полученными США, и 342 610 заявками, полученными Японией. Рост числа патентных заявок, поданных в Китае, главным образом объясняется резким ростом подач заявок резидентами. За период 2009—2011 гг. число поданных патентных заявок увеличилось на 293 900.

Данные по подачам заявок в разбивке по странам происхождения заявителей показывают, что в 2011 г. заявители из Японии подали наибольшее число заявок во всем мире — 472 417. Китай, где в 2011 г. рост составил 41,3%, обогнал США и стал второй крупнейшей страной происхождения заявок. Самый высокий среднегодовой рост за период 2006—2010 гг. наблюдался в области цифровых коммуникаций — 8,1%. Подача заявок в фармацевтической промышленности устойчиво сокращалась начиная с 2007 г. На долю компьютерных технологий приходится самое высокое число заявок, поданных во всем мире — 126 897.