Системы ECM/СЭД имеют длительную и богатую историю. Тем не менее было бы неверно полагать, что подходы к их построению стабилизировались и меняются лишь в незначительных деталях. Под их контроль переходит все более широкий набор типов и источников контента, стремительно растут объемы накапливаемой информации, развивается и усложняется нормативная база, рождаются новые способы развертывания и доставки прикладных систем. Об основных тенденциях и перспективах развития российского рынка ECM/СЭД мы попросили рассказать Василия Бабинцева — директора по маркетингу компании DIRECTUM.

Какие тенденции на отечественном рынке ECM и СЭД были особенно заметны в прошедшем 2012 г.?

Технологии ЕСМ продолжают активно развиваться. Сегодня наиболее актуальными трендами в области управления контентом становятся, на наш взгляд, гибкость и адаптивность ECM-платформ, расширение возможностей совместной работы пользователей, в том числе социализация, а также мобильность как развитие способов работы с ECM-системой. Все эти факторы нашли свое отражение в представленной нами в прошедшем году стратегии развития системы DIRECTUM — Extra ECM. В ней мы объединили наиболее перспективные наработки, на которые и сделали основной упор:

  • Extra Corporation: обеспечивает межкорпоративное взаимодействие;
  • Extra Access: предоставляет разнообразие вариантов доступа;
  • Extra Business Task: расширяет спектр решаемых задач;
  • Extra User: дает новые возможности пользователям.

При этом мы сконцентрировали внимание не только на развитии программного комплекса, но и на методологии, позволяющей повысить эффективность внедрения ECM-системы.

В 2012 г. мы наблюдали рост интереса со стороны крупных заказчиков. И здесь стоит говорить не столько о величине бизнеса, сколько о более масштабных подходах к внедрению подобных систем в рамках одной компании. Сейчас многие крупные компании, перешагнув рубеж локальной автоматизации, переходят к созданию единой сквозной ECM-системы в рамках своих холдинговых и филиальных структур.

Такой новый взгляд на автоматизацию потребовал и от нас дополнительных усилий в плане повышения производительности системы. Теперь ПО DIRECTUM способно обрабатывать запросы от 10 000 одновременно подключенных пользователей при профиле и интенсивности нагрузки, максимально приближенным к реальной работе крупной корпорации

Помимо создания систем для холдингов и филиалов мы решаем задачу обмена электронными документами между контрагентами. Сегодня тема обмена юридически значимыми электронными документами перешла из разряда модных в животрепещущую. Это связано с тем, что многие правовые ограничения в настоящее время сняты и обмениваться документами можно уже сейчас.

Нами разработан модуль интеграции с системами обмена юридически значимыми электронными документами, который обеспечивает инфраструктуру для их взаимодействия с ECM-системой. При этом ЕСМ-система выступает в роли хранилища юридически значимых документов. Но мы не только предлагаем модуль интеграции с системами обмена, но и разработали свой сервис обмена — Synerdocs. Благодаря этому межкорпоративное взаимодействие может быть приведено в соответствие с постоянно развивающейся нормативно-правовой базой.

Какие тенденции в развитии технологий, способов развертывания и доставки представляют интерес для российских заказчиков?

Современные менеджеры требуют расширения границ использования корпоративной информации и удобства доступа к ней. Поэтому мы постоянно работаем над пополнением вариантов доступа к ECM-системе. Сейчас у нас четыре основных опции: это настольный Windows-интерфейс, Web-доступ, работа с планшетов и с мобильных устройств.

Стоит отметить, что Web-доступ применяется нами как для организации постоянных рабочих мест удаленных пользователей, так и для обслуживания тех, кому по работе нужен только облегченный функционал, кто редко применяет функции документооборота. Примером здесь может служить бухгалтерия, которая в основном имеет дело с финансово-учетной системой и не нуждается в полноценном рабочем месте СЭД, которое необходимо администрировать. Его можно заменить Web-клиентом, и этого будет вполне достаточно для эффективной работы.

Если обратиться к нашей статистике, то по сравнению с предыдущими аналогичными периодами в 2012 г. число запросов на поставку мобильного клиента DIRECTUM удвоилось. “Мобильный бум” повлиял и на рост спроса на так называемые АРМ руководителей. Интерес этот, на наш взгляд, пока еще больше похож на моду, чем на реальную потребность. Тем не менее специально для топ-менеджеров мы продолжаем развивать решения, функционирующие на планшетах. В частности, разработана новая версия DIRECTUM iDecide Documents for iPad, а также решение DIRECTUM Solo, представляющее собой отдельный интерфейс для взаимодействия с Windows 8.

Спрос же на облачную версию ECM-системы, напротив, возникал достаточно редко. Причем реальные запросы были связаны со специфическими конкретными обстоятельствами, когда, например, подразделение крупной компании хотело внедрить заказное локальное решение. Можно уверенно констатировать, что пока побеждает более зрелый и осторожный подход заказчиков к освоению облачных технологий.

Что вы ожидаете от 2013 г.? Что может повлиять на динамику отечественного рынка ECM?

Несомненно, с развитием ECM-систем расширяется и спектр решаемых с их помощью задач. Еще год назад основной акцент был очевиден и касался автоматизации не более трех типовых для всех коммерческих структур бизнес-задач — делопроизводство, ведение архива документов и управление договорами. Сейчас мы наблюдаем реальное повышение заинтересованности в реализации нестандартных, все более узких и специфичных для каждой компании процессов: управления проектами, командировками и персоналом, организации служб service desk. Такие запросы будут в дальнейшем только расширяться и во все большей мере соотноситься с той областью деятельности, в которой работает организация.

Одновременно значительно выросла и заинтересованность компаний в комплексной автоматизации. Стало неактуальным автоматизировать работу только с входящей/исходящей корреспонденцией, теперь организации готовы решать укрупненные задачи. Так, при автоматизации канцелярии решаются сразу же и задачи поточного сканирования документов, регистрации штрихкодов. Заказчики начинают быстрее понимать, какие выгоды они получают от внедрения ЕСМ-системы.

С другой стороны, пользователи, которые уже давно имеют дело с электронными документами и вовлечены в бизнес-процессы, все глубже погружаются в инфраструктуру электронного взаимодействия. Помимо своего основного компьютера они начинают работать с корпоративными данными на самых разных устройствах, в том числе и личных. И это естественно, ведь ECM-система в отличие от других корпоративных решений особенно широко используется специалистами компании. Они хотят эффективнее взаимодействовать со своими коллегами. И нам необходимо упростить для них принятие ECM-системы, облегчить работу с ней. Этому помогут развитие и адаптация интерфейсов, привнесение элементов социализации и геймификации. На указанные внутренние механизмы мы тоже делаем существенный акцент. Все упомянутые тенденции, на наш взгляд, будут в той или иной мере влиять на рынок ECM в 2013 г. Разумеется, они найдут свое отражение и в развитии нашей стратегии Extra ECM.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ DIRECTUM