Компания “Вайнах Телеком” построила сеть LTE в Чеченской республике. Но запустить ее в действие не может из-за чисто бюрократической процедуры. По условиям лицензии сеть должна быть построена на отечественном оборудовании, а используемая техника производства томского “Центра беспроводных технологий” пока соответствующий статус не получила. Из-за межведомственной неразберихи оператор уже несколько месяцев несет многомиллионные убытки. Этот вопрос всплыл в ходе ежегодного собрания Ассоциации региональных операторов связи (АРОС).

В 2010 г. Роскомнадзор распределил частоты для беспроводного доступа в диапазоне 2,3—2,4 ГГц в 40 регионах страны. В 39 из них победил “Ростелеком”, а в одном — “Вайнах Телеком”. Оба оператора согласились с условием конкурса, в соответствии с которым сети должны быть построены на отечественном оборудовании. Тогда их не смутило отсутствие четкого официально признанного определения этого статуса.

В отличие от “Ростелекома”, который не торопился с возведением сооружений связи фирма “Вайнах Телеком” быстро принялась за дело и остановила свой выбор на LTE-оборудовании из Томска, которое, судя по технологическим возможностям предприятия и намерениям изготовителя, должно было стать первым, получившим заветный статус отечественного. “Вайнах Телеком” построила сеть LTE из 120 базовых станций. Все они соединены волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС), протяженность которых достигла 2250 км.

“Компания поспешила с получением лицензии на беспроводной широкополосный доступ с использованием аппаратуры отечественного производства, — сказал Абрам Хаит, глава московского представительства “Вайнах Телекома”. — Мы нажили себе проблему: все сделали, сеть построили, отечественное оборудование сдано, а разрешения на эксплуатацию нет”. Дело в том, что Минпромторг отказался присвоить данному оборудованию статус российского происхождения.

Напомним, что Nokia Siemens Networks (NSN) и томский НПФ “Микран” в сентябре 2011 г. подписали соглашение о распределении акций в создаваемом совместном предприятии “Центр беспроводных технологий”, которое должно было заняться производством базовых станций 4G LTE для российских операторов. По акционерному соглашению группа NSN (компании NSN B.V. и российское подразделение NSN) на первом этапе будут располагать 75% акций СП, а “Микрану” отойдет 25% акций.

На втором этапе, предположительно в конце 2011 г., еще 25% акций СП в результате продажи должно было достаться компании “Роснано”, соотношение долей российских и германских акционеров планировалось как 50:50. Но время шло, а “Роснано” так и не приобрело акции СП. Между тем инвестиции “Вайнах Телеком” в республиканскую сеть мобильной связи четвертого поколения составили около 300 млн. руб. Сейчас оператор заявляет, что терпит убытки от простоя сети LTE порядка 4 млн. руб./мес. Регуляторы в лице Минпромторга и Минкомсвязи, считает Хаит, должны побыстрее решить спорные вопросы.

“По положению, 50% акций предприятия-производителя отечественного оборудования должно принадлежать российскому гражданину без двойного гражданства, а имеющаяся документация на изделие и ПО должна обеспечить возможность модернизации этого оборудования”, — пояснил Сергей Мишенков, член президиума Международной академии связи. Сейчас томское СП на 75% принадлежит иностранцам, и получается, что к категории “отечественного производителя” его отнести нельзя.

“Хочу напомнить, что Россия успешно вступила во Всемирную торговую организацию, — заявил Александр Крупнов, президент Инфокоммуникационного Союза. — И в ВТО понятия “отечественный производитель” вообще нет”.

“Ну и что из того? — продолжил Мишенков. — В приказе Минэкономразвития статус “отечественного производителя” может учитываться при государственных закупках. На коммерческие сети это не распространяется и требованиям ВТО не противоречит”. Получается, что при нашем членстве в ВТО Минкомсвязи не может требовать от “Вайнах Телекома” использования только отечественного оборудования? Тогда из-за чего весь сыр-бор?

Очевидно, что при нынешней неразберихе требуется незамедлительное вмешательство регулирующих органов. Возможно, следует просто уточнить или по-другому сформулировать требования к производителям оборудования и операторам связи с учетом новых экономических и политических реалий, технологического прогресса и законодательных изменений. Готовая LTE-сеть должна служить людям.