В то время, когда некогда очень успешные американские ПК-производители HP и Dell сталкиваются с проблемами как общего для ИТ-рынка характера — сокращением поставок компьютерной техники на фоне непрекращающегося спроса на планшеты и смартфоны, так и организационного порядка, вендоры из Восточной Азии — Lenovo, Asus и Samsung — лишь наращивают своё преимущество. Помимо прочего, оно заключается в том, что азиатские вендоры имеют территориальную близость к основным производственным мощностям, поставщикам компонентов, а также развивающимся рынкам, где продажи компьютеров, как известно, растут гораздо быстрее, чем в Европе и США, сообщает интернет-ресурс Arnnet.

По информации IDC, в прошлом году глобальный ПК-рынок зафиксировал 3,2%-ный спад, в этом году специалисты ожидают 2,8%-ный рост продаж, динамика роста рынка будет минимальной вплоть до 2014 г. Но даже в этих условиях Lenovo, Asus и Samsung наращивают поставки ноутбуков и настольных ПК, при этом за счёт демпинга им удаётся продавать свою продукцию дешевле, чем конкурентам, а недополученная ими маржа покрывается за счет увеличения количественных показателей поставок.

Старший аналитик IDC Джей Чоу считает, что пока HP и Dell ищут более рентабельные, чем продажа компьютеров, направления бизнеса, такие как продукты и сервисы для корпоративного рынка, это может повлечь за собой уход их клиентов к Lenovo и Asus, которые концентрируются на потребительских продуктах. IDC подсчитала, что по итогам IV квартала 2012 г. в топ-10 лидирующих производителей компьютерной техники осталось лишь три американские компании, все остальные — из Китая, Японии, Кореи и Тайваня. Таким образом, если десятилетием ранее отрасль ПК контролировали американские производители HP, Dell и IBM, то теперь её фокус сместился в азиатский регион.

Отмечается, что азиатские вендоры проделали значительную работу на пути к успеху. Так, в 2004 г. Lenovo приобрела ПК-подразделение IBM, в 2011 г. было создано совместное с NEC предприятие — NEC Lenovo Japan Group. В результате сделки, оцененной в 175 млн. долл., Lenovo получила 51%, а NEC, некогда входящая в топ-5 лидеров компьютерного рынка, 49% акций СП. Acer в свое время приобрела вендоров Gateway и Packard Bell. Asus определила контрактное производство в отдельную компанию под именем Pegatron и создала фирменную торговую марку ПК.

Джон Сиачелла из Deloitte Consulting обращает внимание на разницу подходов для потребительского и корпоративного сегментов: если в первом случае многое решает объём выпущенной продукции, как это происходит в случае с Lenovo, то во втором — качество услуг и их стоимость для предприятий. “Lenovo наращивает своё присутствие, становясь всё более глобальной, в то время как HP и Dell переживают трудности переходного периода”, — говорит Сиачелла. Специалист также полагает, что значительным преимуществом Lenovo является ее близость к китайскому рынку, который ещё очень далек от перенасыщения.

В целом, отмечает издание, такие игроки как IBM, HP, Compaq, Apple или Dell — даже каждая по отдельности — являлись достаточно инновационными компаниями в начале эры ПК, но те времена остались в прошлом, а основным драйвером современного ПК-рынка остается Intel, которая пытается оказать сопротивление растущему давлению мобильных гаджетов. Эта американская компания в содружестве со своими партнерами даже создала отдельный класс устройств — так называемых ультрабуков, которые, по замыслу, должны были остановить или хотя бы отвлечь на себя внимание потребителя от нарастающего бума планшетов. Впрочем, Intel пока что так и не удалось достичь своей цели, но компания по-прежнему стремится удешевить производство ультрабуков, чтобы сделать их более дешёвыми. В то же время, как сообщает аналитик Gartner Трейси Цай, азиатские производители планшетов также не сидят сложа руки и активно инвестируют в исследования и разработки.

Аналитики отмечают, что в краткосрочной перспективе HP и Dell не покинут рынок ПК и будут пытаться удерживать нужный уровень поставок техники, но эти компании стали слишком зависимы от таких тайваньских производителей, как Pegatron, Compal или Wistron. Азия становится всё более конкурентоспособным регионом, где сосредоточено значительное количество ПК-вендоров, можно даже сказать, что компьютерная индустрия частично “переехала в Азию”, но у США по-прежнему остается одно неоспоримое преимущество — наукоемкие технологии в области разработки микропроцессоров, говорит Сиачелла.