19 марта председатель созданного в конце сентября прошлого года комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Алексей Митрофанов рассказал о законопроектах, над которыми в настоящий момент трудятся его коллеги.

Комитет существует совсем недавно, и главным его достижением за это время г-н Митрофанов считает принятие и подписание Президентом обсуждавшегося до этого много лет закона о переносимости мобильных абонентских номеров от одного оператора к другому. (Напоминаем, что он начнет действовать с 1 декабря 2013 г.)

В настоящий момент в разработке комитета находится еще 14 законопроектов и ряд проектов на соисполнении с другими структурами.

В ближайшее время наиболее серьезная работа комитету предстоит по “Закону о почте”. По словам г-на Митрофанова, обычно по таким законам бывает до 1,5 тыс. поправок, ведь в данном случае речь идет об огромной отрасли со штатом сотрудников порядка 400 тыс. человек. Кроме того, Почта России является последней государственной структурой, сохранившей свое присутствие во всех без исключения населенных пунктах страны, так что ее реформирование является во многом вопросом политическим. В этой связи, как отмечает г-н Митрофанов, он с коллегами с некоторой тревогой следит за информационными утечками из Почты — относительно смены руководства, прихода зарубежного топ-менеджера, который идет на зарплату в 15 раз меньше нынешней и т. д. Все это может привести к появлению новой концепции реформирования.

Рассуждая про утечки и слабую эффективность любых попыток подробного обсуждения противоречивой, неподтвержденной или неокончательной информации, г-н Митрофанов выдвинул тезис о том, что подробно разбирать положения законопроектов на стадии их разработки никакого смысла нет. В рамках этого утверждения сфера законотворческих интересов комитета была описана крайне бегло — с минимальной конкретикой.

Со слов г-на Митрофанова можно было заключить, что руководимая им структура определенным образом будет иметь отношение к готовящемуся реформированию Ростелекома. Помимо прочего было сказано, что скорее всего изменения в компании начнутся с приобретения ряда знаковых активов, и вообще обновленный Ростелеком, по мнению депутата, имеет все шансы стать тем самым национальным лидером сотовой связи, которым никто из операторов большой тройки так стать и не смог.

Еще одна перспективная тема — внутрироссийский мобильный роуминг. По уверению г-на Митрофанова, по данному вопросу в комитете проводилось расширенное заседание и с огромными усилиями был предварительно принят и согласован с Правительством некий текст документа. На первом этапе речь будет идти о так называемых домашних тарифах — разговорах в поездках по местным расценкам посещаемых регионов. Операторы данному новшеству закономерно сопротивляются, однако, как считает г-н Митрофанов, вводимые нормы и так существенно отличаются от европейской практики с едиными фиксированными тарифами по все стране, определяемыми государством. (В этой связи он говорит, что когда-нибудь законодателям стоит вплотную заняться и международным роумингом, но пока это лишь мечты.)

Помимо собственных проектов, комитет также оказывает содействие другим структурам. Так, коллеги г-на Митрофынова занимаются статьями Гражданского кодекса, касающимися защиты частной жизни, а именно ее освещения в СМИ. Речь идет о неких законодательных поправках, в которых будет осуществлена попытка найти золотую середину между “пиши что хочешь и про кого хочешь” и жесткими ограничениями. Однако, что именно в итоге может быть принято, г-н Митрофанов предметно обсуждать посчитал преждевременным.

Не было озвучено никаких подробностей и в отношении волнующих всех перспектив регулирования Интернета. Глава комитета лишь обозначил концептуальный подход: с преступлениями в Интернете обязательно нужно бороться (как и в реальной жизни); безнаказанными они не должны оставаться. И в контексте этого необходимо особое внимание уделить соблюдению авторских прав.

В завершение содержательной части вскользь были упомянуты перспективные работы, стимулирующие создание в России так называемого вторичного рынка частот, а также касающиеся вопросов, связанных с универсальными услугами связи.

Как видим, подробности законотворческих проектов нового думского комитета на их ранних стадиях, по всей видимости, проще будет узнавать из источников, близких к экспертным советам (таковых при комитете сейчас 11), в которых готовящиеся законы по существу обсуждаются с участием заинтересованных сторон и привлечением общественности.