О технологии виртуальных серверов сегодня знает любой айтишник, однако ни одна из технологий на месте не стоит, меняясь подчас за считанные месяцы. Давайте посмотрим на текущее состояние дел в этой сфере.

Базовая идея серверной виртуализации хорошо известна: это разделение серверной функциональности (начиная с вычислительной мощности и ОЗУ и заканчивая хранилищами данных и иными периферийными устройствами) и её физической реализации. Пользователь работает с виртуальным сервером как с обычной реальной машиной, хотя она фактически моделируется программно.

Известны три модели виртуализации:

  1. Классическая виртуальная машина, когда образ пользовательской ОС без модификации выполняется под фоновым управлением гипервизора — программы, которая эмулирует аппаратную часть. Таким способом работают, например, системы VMware vSphere и Microsoft Hyper-V. Минус этого подхода в довольно высоких накладных расходах на функционирование самого гипервизора.
  2. Паравиртуальная машина, когда образ гостевой ОС подвергается определенной модификации: в её ядро встраиваются элементы системы виртуализации, что позволяет добиться высокой производительности. Типичный пример — технология Xen.
  3. Виртуализация на уровне ОС. Это самая простая схема — даже в обычной настольной ОС мы можем переключаться между несколькими логинами. Фактически работает только одна копия ОС, в которой регистрируется несколько пользователей, только они действуют одновременно. В этой модели растут накладные расходы на обеспечение изолированности пользователей и организацию защищенного доступа к единым системным ресурсам. Так устроены, например, системы Virtuozzo.

Разнообразные модели серверной виртуализации предлагают также Citrix, IBM, Red Hat и Oracle и др.

Преимущества виртуализации

Плюсы виртуализации понятны: это уменьшение числа физических серверов, прямая экономия на электроэнергии и охлаждении (подчас на порядок!), эффективная загрузка аппаратной части, повышение эффективности и гибкости ИТ-инфраструктуры за счет упрощения и унификации схемы управления, простота эксплуатации и развертывания, отвязка от конкретного вендора, высокие общая надежность и безопасность благодаря механизмам изоляции приложений. Одна из важнейших статей экономии — виртуализация системы хранения критически важных данных, заслуживающая отдельного разговора. А самые серьёзные комплексные проблемы в этой сфере связаны со сложностью разделения сетевых ресурсов, что решается программно-управляемыми сетями. В целом же сфера виртуальных серверов весьма зрела и сегодня тесно связана с облачными технологиями.

Множество прямых и косвенных выгод от виртуализации стали в последнее время доступными для СМБ. Определенный интерес к данной технологии на “малом” уровне отмечен в недавнем отчете Frost & Sullivan и IBM, хотя интерес этот весьма умерен, причем во многом из-за непонимания потенциальных возможностей и выгод, а главное, из-за неумения распоряжаться виртуальными серверами. Что еще удивительнее, представители организаций среднего размера ошибочно полагают, что виртуализация — это удел крупных компаний.

Программно-управляемые серверы против аппаратных

Технологии серверной виртуализации смотрятся в нынешних российских ИТ-реалиях особо привлекательно: динамика продаж физических серверов, по оценкам IDC Russia, в IV квартале 2012-го и в денежном, и в штучном выражениях отрицательная. В пересчете на год серверов в штуках продано на 13,6% меньше, в деньгах — на 6,5% меньше. На первый взгляд продавцы просто пытаются скомпенсировать потери повышением цен (если это так, то в длительной перспективе такая практика приведет к ещё большим потерям), но скорее всего причина в наметившемся переходе от множества средних серверов к одному-двум мощным, на которых как раз и запускается система виртуализации.

В мире, что интересно, 2012-й для поставщиков серверного оборудования был также довольно вялым, однако уже в последнем квартале наметился рост, вызванный активизацией крупнейших эксплуататоров ЦОДов. На этом фоне заметно снизились темпы обновления x86-серверов на крупном корпоративном уровне, говорит Gartner, а считанные проценты общего роста принесли такие компании, как Baidu, Facebook и Google. У нас подобных мега-ЦОДов единицы, прежде всего это ЦОД “Яндекса” в Рязанской области и питерский ЦОД “ВКонтакте”.

IDC, наоборот, полагает, что в конце 2012-го спрос на x86-серверы заметно активизировался, отмечая попутно новый тренд приобретения так называемых серверов высокой плотности (density optimized servers), которые на самом деле оптимизированы для выполнения параллельных вычислений: интерес к ним в годовом исчислении подскочил на целых 66%. Кроме того, растет интерес к проектированию серверов под заказ для крупных ЦОДов и облачных фирм.

Рекомендации для всех

Продавцам “железа” надо как можно быстрее осваивать программные технологии виртуализации. Системным интеграторам надо переходить к комплексным решениям по виртуализации, предлагая вместо сети с десятками серверов одну-две крупные машины. Поставщикам ПО надо адаптировать свои решения к виртуальным технологиям, а в перспективе и к облакам и модели SaaS. Клиентам под новые проекты надо либо сразу задействовать облачные технологии (IaaS, PaaS, SaaS, ...), либо выбирать один мощный сервер и в то же время следить, чтобы установленная на нём система виртуализации не была привязана к оборудованию конкретного вендора, хорошо масштабировалась и состыковывалась с облачными системами по одному из открытых стандартов.