В чем специфика современного этапа развития ИТ? Чем то, что есть сегодня, отличается от того, что было еще вчера, и какие факторы влияют на формирование “завтра”? Поиск ответов на эти вопросы неизбежно приводит к пониманию того, что ИТ-рынок как раз сейчас переживает важную качественную метаморфозу, по значимости вполне сравнимую с появлением в начале 1980-х персональных компьютеров.

Наверное, характеризуя в целом наступающую ИТ-эпоху, ее можно назвать облачно-мобильной (физическое отделение ИТ-ресурсов от места их потребления, переход к арендной модели применения ИТ, поддержка мобильных пользователей), основанной на новых технологических возможностях. Однако есть и другой, как минимум не менее важный аспект происходящих перемен, связанный с качественным измерением в структуре рыночного спроса. А именно: частно-потребительская его составляющая, которая до недавнего времени все же была вторичной по сравнению с корпоративной, сейчас выходит на первый план, начиная при этом самым активным образом влиять на всю ИТ-отрасль в целом, в том числе и на корпоративную ее часть. В самом наглядном виде эта ситуация проявляется в том, что если раньше дома мы использовали то, что нам было уже знакомо по рабочим делам, то теперь вектор влияния повернулся на 180 градусов.

Отметим сразу, что эти изменения в характере рынка касаются не только компаний-заказчиков. Наверное, еще в большей степени они затрагивают интересы ИТ-поставщиков, особенно ведущих, которые изначально строили свой бизнес с ориентацией на корпоративный сектор и которым теперь нужно оперативно поворачиваться в сторону потребительского, с его иными правилами игры, еще более жесткой конкуренцией, меньшей рентабельностью и пр.

Собственно, именно с констатации этих качественных изменений на ИТ-рынке начал свое выступление на прошедшей в конце марта в Москве конференции “Информационные технологии навстречу бизнесу” вице-президент Citrix Systems по региону Восточная Европа, Россия и СНГ Гюнтер Бранд, подчеркнув, что традиционные корпоративные ИТ сейчас должны принципиально изменить свой курс с учетом новых требований заказчиков и новых технологических возможностей. Он заявил, что его компания уже совершила необходимую корректировку своей общей стратегии действий на рынке, в том числе обновив и расширив линейку своих продуктов.

Как известно, компания Citrix в конце 1990-х стала один из родоначальников направления терминального доступа для х86-систем и, расширив в последние годы арсенал своих технологий (в основном за счет различных средств виртуализации), остаётся одним из лидеров рынка клиентского доступа. При этом на примере Citrix хорошо видны изменения, происходившие на рынке ИТ и совершающиеся там сегодня: если 15 лет назад реанимация интереса к терминальному доступу (после времен мэйнфреймов) проходила в основном под флагом того, что необходимо использовать в сетевом режиме унаследованные файл-серверные приложения и устаревшие ПК, то сейчас речь идет о поддержке самых современных (в том числе еще не созданных) решений. Если раньше в отношении клиентской среды была ориентация в основном на моноплатформенную поддержку (ПК в качестве терминала, ОС — Windows), то теперь речь идет о работе с широким спектром устройств (смартфоны, планшеты, ПК), функционирующих в разных ОС.

Отвечая на эти требования, Citrix сегодня формулирует свою позицию на рынке как обеспечение работы пользователей “с любого устройства с любым облаком”. Для этого компания занимается расширением возможностей двух своих ключевых продуктов — XenApp (удаленная работа с отдельными приложениями, запущенными на сервере или в облаке) и XenDesktop (также удаленная работа, но в данном случае с виртуальными рабочими столами). Руководитель системных инженеров московского офиса Citrix Сергей Халяпин отметил, что эти два продукта, дополненные таким средствами, как CloudBridge, CloudPlatform и NetScaler, отвечают в основном за облачно-серверную часть проблемы, а для реализации идеи “с любого устройства в любой точке” компании потребовалось сформировать набор средств, в число которых входят FileShare, GotoMeeting Podio, Receiver и XenMobile. В частности, решение XenMobile позволяет реализовать идею использования в корпоративных целях личных мобильных устройств сотрудников (BYOD). Это осуществляется путем разделения корпоративных и персональных приложений и данных с помощью специальной технологии MDX.

Вместе с тем опыт развития ИТ-рынка последних лет показывает, что практическая реализация идеи “виртуальных рабочих мест” и как ее продолжение — “мобильной рабочей среды” является не очень простым делом. Помимо чисто технических проблем, которые решаются довольно понятным образом, ключевым вопросом тут часто является экономическое обоснование подобных проектов. Общие рекомендации Citrix на этот счет сводятся, с одной стороны, к необходимости более глубокой проработки самого проекта в плане оптимизации затрат и повышения получаемого от него эффекта, а с другой — к учету не только экономии собственно средств, но и всего комплекса бизнес-выгод, получаемых от подобных моделей использования ИТ.

Эта тема была представлена в докладе директора по инфраструктурным проектам МТС Александра Козляева, который сделал акцент именно на оценке эффективности VDI на примере реализованного в его компании проекта внедрения 25 тыс. виртуальных рабочих мест. В целом он подтвердил уже известный факт, что обычно с точки зрения прямых капитальных затрат на ИТ (оборудование, сети, ПО) VDI оказывается даже более дорогим, чем обычная схема развертывания ИТ, средством. Положительный же эффект получается за счет снижения эксплуатационных расходов (техподдержка, электроэнергия) и обеспечения более безопасной работы конечных пользователей. Он привел такой список нефинансовых положительных результатов VDI-проекта:

  • сокращение времени предоставления нового рабочего места;
  • доступ к рабочему месту с любого устройства из любой точки;
  • дистанционное обслуживание виртуального рабочего места;
  • хранение пользовательских данных в защищенном ЦОДе и их резервное копирование;
  • изменение ресурсов рабочего места (CPU/RAM/HDD) по требованию без выезда сотрудника ИТ;
  • выполнение требований безопасности работы через арендованные каналы связи.
  • Кроме того, представитель МТС поделился рекомендациями для тех, кто думает о возможности реализовать VDI в своей организации.

В каком случае стоит начинать проект по VDI:

  • когда парк ПК в организации требует обновления не реже чем раз в пять лет (из-за морального устаревания оборудования);
  • если в компании уже имеются закупленные лицензии на часть необходимого инфраструктурного ПО;
  • если в компании уже есть свои администраторы, имеющие опыт работы с необходимым инфраструктурным ПО.

В каком случае не стоит начинать проект по VDI:

  • если текущий парк ПК в компании может безболезненно работать еще три-четыре года (нет большого количества старых ПК);
  • когда сильного роста числа рабочих мест в компании не предвидится;
  • если компания уже использует маломощные сверхдешевые ПК, по своим характеристикам и цене приближающиеся к тонкому клиенту.