На фоне определенной стагнации российского ИТ-рынка, объем которого согласно IDC, вырос в 2012 г. всего лишь на 3,9%, особый интерес вызывают те направления, которые, несмотря ни на что, продолжают активно развиваться. Одно из них представлено входящей в группу IBS компанией Luxoft, которая ведет свою деятельность на международном рынке аутсорсинга разработки ПО. По итогам 2011 финансового года, закончившегося в IBS 31 марта 2012 г., вклад Luxoft в суммарный доход группы (816,3 млн. долл.) составил 271,1 млн. долл., или 33%. На второе крупное направление — предоставление ИТ-услуг, осуществляемое подразделением IT Services, пришлось 476,7 млн. долл., или 58%. Тем не менее по маржинальности заказная разработка ПО выглядит гораздо привлекательнее: прибыль по EBITDA составила здесь 51,8 млн. долл., в то время как в IT Services этот показатель существенно ниже (30,6 млн. долл.). С другой стороны, разработка ПО требует большого числа квалифицированных программистов. Если попробовать оценить прибыль, приходящуюся на одного сотрудника, выясняется, что она составляет 9810 долл., а это почти столько же, как и в IT Services (11 590 долл.). Судя по всему, спрос на заказную разработку ПО устойчиво растет: если численность департамента IT Services в последние годы оставалась стабильной, то штат Luxoft от года к году увеличивался и сегодня достиг 5700 человек (при общей численности персонала IBS Group 8500 сотрудников).

Как ни удивительно, но самым крупным по численности сегодня является не российское, а украинское подразделение Luxoft: в трех его офисах — киевском, днепропетровском и одесском — трудятся 2600 человек. В российских подразделениях работает около 2100. Объясняя причины такого положения, вице-президент Luxoft по региону Восточная Европа Дмитрий Кушнир отметил наличие на Украине 38 тыс. квалифицированных программистов, хорошую работу 50 технических вузов, ежегодно выпускающих 18 тыс. специалистов в области ИТ, и высокий уровень владения английским языком (по его мнению, более высокий, чем в России). А президент IBS Анатолий Карачинский считает, кроме того, что и в части налогового и финансового законодательства Украина выглядит для ведения подобного бизнеса более предпочтительно, чем наша страна.

В свое время первыми крупными клиентами Luxoft стали Boeing и IBM. Сейчас список заметно расширился, и в первой десятке по объему приносимой выручки находятся также столь крупные компании, как Deutsche Bank, UBS, Harman, Avaya и Dell. Эта десятка обеспечивает 82% дохода Luxoft, причем на один только Deutsche Bank приходится 31% (или 10% выручки всей группы IBS). Российские заказчики приносят Luxoft лишь 9% дохода, 59% дает Северная Америка, 32% — Великобритания и 13% — Германия. Как правило, для крупных клиентов создаются выделенные центры, решающие широкий круг их задач: от формирования требований до разработки и тестирования ПО. О масштабе подобных центров можно судить хотя бы по их численности: на Deutsche Bank работает около 1000 специалистов, а на UBS — 700. Разработка ведется в распределенном режиме как на площадке заказчика, так и в офисах Luxoft в России, на Украине, в Румынии, во Вьетнаме и в Великобритании. При этом соблюдаются жесткие условия в отношении обеспечения безопасности и конфиденциальности, диктуемые заказчиком. Сотрудники разных центров не должны входить на другие площадки, им запрещено делиться рабочей информацией друг с другом, они не могут переходить из одного подразделения в другое. Анатолий Карачинский даже картинно посетовал, что он не имеет права входить в некоторые помещения собственной компании.

Своим клиентам наряду с разработкой и сопровождением ПО Luxoft предоставляет сервисы по тестированию и гарантированию качества приложений, созданию продуктов и консалтингу в области методологий и технологий софтверной разработки. Как пояснил Дмитрий Кушнир, у компании пока нет планов по превращению собственных разработок в коммерческие продукты, поскольку это потребует серьезного пересмотра бизнес-модели. Кроме того, хотя сопровождение разработанного ПО и оплачивается заказчиком, поступления от технической поддержки не столь велики, как в случае коммерческого ПО, и не дают существенного вклада в суммарный доход компании.

В настоящее время Luxoft работает с заказчиками из финансовой отрасли (они приносят более половины всей выручки), телекома, хай-тека, энергетики, автомобильной и авиационной промышленности. В частности, для энергетических компаний в рамках проекта DMFusion Smart Grid разрабатывается платформа, позволяющая гибко управлять потреблением электроэнергии с учетом текущего и прогнозируемого спроса. Она способна на основе исторических данных и текущих показаний счетчиков прогнозировать критические и предаварийные ситуации в электросетях и в соответствии с теми или иными заданными алгоритмами ограничивать потребление не самых ответственных промышленных или бытовых устройств. Возможны варианты, когда потребителям будет предложено самим выбрать отключаемый в определенное время ресурс в обмен на некий льготный тариф. Понятно, что для успешного применения платформы необходимо иметь электронные средства сбора информации и управления потребляющими энергию устройствами.

Еще одна разработка — iviLink, продемонстрированная в киевском офисе Luxoft, призвана объединить бортовые компьютерные средства управления информационно развлекательной средой автомобиля с такими мобильными устройствами, как смартфоны и планшеты. Как пояснил руководитель проектов Центра технологической стратегии Luxoft Юрий Швалик, подобная интеграция позволит пассажирам самостоятельно управлять отдельными системами автомобиля, не отвлекая водителя. Это могут быть системы климат-контроля, управления положением кресел, проигрывания мультимедийного контента и т. д. Соответствующие приложения могут загружаться из онлайнового магазина на мобильное устройство, а затем переноситься в бортовую вычислительную систему. Программное обеспечение iviLink предлагается на основе модели лицензирования Open Source, что позволит производителям автомобилей привлекать широкие круги независимых разработчиков мобильных приложений.

Учитывая столь бурный рост направления разработки ПО и весьма скромные результаты деятельности подразделения IT Services по итогам первых девяти месяцев 2012 финансового года (по состоянию на 31 декабря), невольно задаешься вопросом: не сосредоточится ли IBS в обозримой перспективе только на направлении заказной разработки? Ведь за последние три квартала консолидированная выручка группы IBS выросла лишь на 6,1% (годом ранее прирост составлял 24%), а у подразделения IT Services и вовсе на 1,6%. В то же время доход Luxoft увеличился на вполне заметные 15,1%. Все мы помним, что в свое время именно следствием снижения маржинальности стала продажа подразделения IBS, занимавшегося производством компьютеров. Но Анатолий Карачинский не согласен со столь пессимистическими прогнозами. Он напомнил, что два основных подразделения IBS работают на совершенно разных рынках: ИТ-сервисное по большей части в России, а софтверное в основном за рубежом. По мнению президента IBS, в нашей стране устойчивый спрос на построение ИТ-инфраструктуры и внедрение средств корпоративного управления (этим занимается IT Services) сохранится еще как минимум в течение десяти лет. И лишь потом здесь возникнет серьезная потребность в услугах Luxoft по разработке нестандартного ПО, обеспечивающего лидерам уникальные конкурентные преимущества.