Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что тема свободного программного обеспечения (СПО, или в английском варианте Open Source) в нашей стране начала формироваться как заметная часть ИТ-рынка примерно лет пять назад. Отражением этого выхода на “рыночный уровень зрелости” стало появление специализированных СПО-мероприятий, среди которых стоит выделить серию ежегодных конференций Russian Open Source Summit (ROSS). На их примере можно оценить не только текущее состояние российского СПО-сегмента, но также динамику его развития, увидеть достигнутые успехи и понять вставшие на пути проблемы. Именно в данном контексте можно оценить некоторые итоги очередной ROSS 2013, прошедшей традиционно в середине апреля в конференц-центре московского отеля “Ренессанс Олимпик-Пента”.

О повышении внимания рынка к теме СПО наглядно свидетельствовали заметное увеличение числа участников, расширение тематики докладов и состава спонсоров. Причем, наверное, самым показательным является то, что ROSS явно перестала быть “чисто СПО-мероприятием”, собирающим исключительно горячих сторонников идеи свободного ПО. Конференция показала, что российский СПО-сегмент плотно интегрирован в ИТ-рынок в целом и соответственно говорить о делах СПО нужно в контексте общих ИТ-проблем. Это, например, хорошо видно по участию в качестве ведущих спонсоров мероприятия не только мировых грандов СПО-направления (SUSE, Red Hat, Alfresco), но и таких игроков “общего плана”, как Microsoft и Dell. Еще нагляднее интеграционная тенденция наблюдалась в работе секций, где почти отсутствовала “религиозная” составляющая (“только СПО, а проприетарное ПО придать анафеме”) и обсуждались именно вопросы эффективного использования ИТ в интересах заказчиков.

В целом в российской СПО-тематике можно довольно хорошо увидеть отдельные составляющие вопросы: собственно работы с СПО (включая аспекты его применения пользователями, а также построения на его основе ИТ-бизнеса, в том числе разработки программных продуктов) и взаимодействие СПО-сообщества с государством, в частности, в плане возможности поддержки продвижения СПО со стороны властных структур.

Второй аспект явно вышел на передний план разговоров об СПО ровно два года назад на ROSS 2011, когда представители сразу двух профильных министерств (Минкомсвязи и Минэкономразвития) объявили о планах правительства по созданию некоторого набора “технологических платформ”, где видную позицию занимала строка, посвященная созданию Национальной программной платформы, в которой основная роль отводилась именно СПО. Что было потом, достаточно хорошо известно (тема постоянно освещалась в СМИ, в том числе в нашем еженедельнике): спустя несколько месяцев после старта работ, связанных с НПП, они были приостановлены, а после смены (год назад) руководства Минкомсвязи фактически просто прекращены. Хотя точку в этой истории пока еще рано ставить.

Именно об этом на открытии ROSS 2013 говорил председатель Комитета по развитию информационного общества Совета Федерации Руслан Гаттаров, который сообщил собравшимся, что недавно отправил письмо лично руководителю Минкомсвязи, в котором призвал это ведомство продолжить курс на поддержку развития СПО и создания НПП, напомнив при этом о необходимости выполнять принятые ранее программы и решения правительства. Впрочем, он также упомянул старую истину “на бога надейся, но сам не плошай” и призвал СПО-сообщество быть более активным в борьбе за свои права, в том числе на законодательном уровне.

Сенатор также сообщил, что еще некоторое время назад он призывал РАСПО (Российскую ассоциацию свободного программного обеспечения) подготовить проект специального закона об СПО, но пока предложений на сей счет не получил. В то же время он отметил, что некоторые государственные органы уже используют у себя СПО-решения, еще целый ряд структур ведут проекты по их внедрению.

“Я теперь за демократию” -- так начал свое выступление на конференции Илья Массух, имея в виду то, что ранее он был одним из инициаторов НПП-проекта и в прошлом году выступал на ROSS в качестве заместителя руководителя Минкомсвязи, а сейчас возглавляет Фонд информационной демократии. Повторив известные тезисы о большом потенциале российских разработчиков ПО, он в очередной раз высказал уверенность, что развитию СПО в России будет помогать то, что деньги за ПО и услуги по его внедрению будут оставаться внутри страны, а не уходить за ее пределы. В качестве позитивного момента он отметил, что запущенный недавно портал народного голосования (Российская общественная инициатива) полностью выполнен на СПО, не уточнив, правда, при этом, на каком именно ПО и в какую сумму обошелся это проект налогоплательщикам.

Какие цели сегодня стоят перед российским СПО-движением? Что способствует работе в этом направлении и что мешает? На данные вопросы искала ответы президент РАСПО Юлия Овчинникова в докладе “Перспективы СПО в России”. В частности, она отметила, что СПО-процесс в нашей стране идет в рамках общемировой тенденции повышения значимости СПО на рынке в целом и интереса к нему как со стороны потребителей, так и ИТ-бизнеса. Но на пути этого тренда в России есть национальные барьеры -- особенности учета ИТ-средств, специфика местного законодательства и проблемы с выработкой четкой государственной ИТ-стратегии. В то же время для достижения прогресса одной только “государевой воли” в виде постановлений явно недостаточно. Нужна еще планомерная работа по подготовке кадров, созданию центров компененции, по просвещению пользователей и повышению у них доверия к СПО; необходимы формирование системы преференций, а также выделение конкретной финансовой помощи -- например, грантов.

Надо сказать, что выступления представителей западных ИТ-компаний (Dell, SUSE, Miсrosoft, VDEL, Alfresco) носили более оптимистичный характер. Так, руководитель направления Open Source Strategy в московском офисе Microsoft Леонид Аникин нарисовал довольно радужную картину того, как корпорация участвует в реализации крупнейших мировых проектов Open Source (у Microsoft есть даже отдельная дочерняя компания Microsoft Open Technologies), и прямо по ходу выступления продемонстрировал возможность создания средствами СПО Web-сайта, работающего в облачной среде Windows Azure.

Проблеме взаимодействия с государственными властными структурами в плане создания оптимальной для ИТ-бизнеса законодательной среды был посвящен и доклад исполнительного директора ассоциации АПКИТ Николая Комлева. Рассказав об проделанной работе за последние годы, он подчеркнул, что для решения проблем ИТ-отрасти нужны совместные усилия ИТ-сообщества и каждодневная совместная работа, и призвал РАСПО, а также всех участников конференции подключаться к такой деятельности.

После завершения пленарной части конференция продолжила работу в секциях по темам “СПО и кибербезопасность”, “Проблемы разработки ПО в России: образование, кадры, налоги, льготы, госзаказ”, “Роль сообществ в развитии СПО”, “Применение СПО-продуктов и решений в государстве и в бизнесе”, “Национальная программная платформа, Национальный фонд алгоритмов и программ, СПО vs. ППО”, “Экосистема СПО”, “Мобильность, Web, облачные СПО-платформы”, “Корпоративные СПО-решения”. О прошедших там докладах и обсуждениях мы планируем рассказать в последующих публикациях.