Регистратор SALENAMES (ООО «СэйлНэймс»), аккредитация которого по мнению компании недавно незаконно приостанавливалась Координационным центром национального домена сети Интернет (КЦ) на 30 дней, обратился с жалобой в ФАС на КЦ о нарушении антимонопольного законодательства.
ООО «СэйлНэймс» является регистратором доменных имен в доменах верхнего уровня «.RU» и «.РФ», аккредитованным для осуществления указанной деятельности Координационным центром.
КЦ провел проверку регистратора, основанием для проверки послужила жалоба на неисполнение ООО «СэйлНэймс» судебного решения, которым администратору доменного имени, зарегистрированного в ООО «СэйлНэймс», было запрещено использование в доменном имени чужого товарного знака. В связи с вынесением указанного судебного решения ООО «СэйлНэймс», как регистратор, обязано было осуществить технические действия по прекращению администрирования домена. Все необходимые действия по прекращению администрирования домена лицом, указанным в судебном решении, были совершены. Однако КЦ потребовала выполнить дополнительные действия, направленные на приобретение домена правообладателем товарного знака, в пользу которого было вынесено судебное решение.
Такая обязанность регистратора, а также конкретные действия, которые должны быть совершены регистратором для этого, не были указаны в судебных актах по делу и не предусмотрены действующим законодательством. Передача домена правообладателю товарного знака была также невозможна в связи с наложением судебного запрета на передачу его администрирования.
Тем не менее, КЦ вынес ООО «СэйлНэймс» предупреждение о необходимости совершения таких действий, затем — провел повторную проверку, по результатам которой приостановил аккредитацию.
В заявлении регистратора отмечается, что КЦ какими-либо властными полномочиями не наделен ни международной корпорацией ICANN, ни Минкомсвязи РФ. Согласно письму Минкомсвязи от 26.11.2010 г. КЦ не является организацией, подведомственной Минкомсвязи России, в связи с чем последнее не осуществляет координацию и контроль ее деятельности. Напротив, во всех документах, регламентирующих порядок распределения сетевых ресурсов, подчеркивается необходимость создания саморегулируемой организации и выработки ею правил распределения доменов.
Тем не менее, на сегодняшний день на всей территории РФ имеется единственная организация — АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», которая исключительно определяет все условия доступа на рынок регистрации доменных имен и осуществляет координацию экономической деятельности регистраторов путем установления системы аккредитации регистраторов, правил работы с клиентами и документов, регламентирующих деятельность по регистрации.
КЦ, аккредитовав 25 регистраторов, фактически присвоил полномочия регулятора рынка распределения доменных имен, поскольку имеет техническую возможность разрешать или запрещать доступ лиц к реестрам доменных имен для внесения в них новых доменов. Без доступа к реестрам деятельность регистраторов невозможна.
По мнению ООО «СэйлНэймс», присвоение КЦ функций регулятора рынка распределения доменных имен с возможностью контролировать доступ на этот рынок, издавать обязательные для участников рынка акты, а также произвольно устранять участников с рынка является грубым нарушением антимонопольного законодательства. Система аккредитации, по сути, дублирует систему лицензирования. Однако аккредитация самостоятельно введена и производится некоммерческой организацией по собственным правилам. Таким образом, КЦ занимает доминирующее положение на рынке распределения доменных имен и создает препятствия доступу на этот рынок, что запрещено п. 9 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов власти и хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти. КЦ, воспользовавшись отсутствием в РФ специального (отраслевого) нормативно-правового регулирования рынка услуг по регистрации доменных имен, самостоятельно стала осуществлять фактически законотворческую деятельность в этой области.
В настоящий момент рынок распределения доменных имен не может эффективно функционировать, в связи с отсутствием саморегулируемой организации участников этого рынка. На необходимость создания саморегулируемой организации в этой области указывается и в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ» от 13.07.2004 г. и в Соглашении о взаимодействии между Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «КЦ» по вопросам управления национальным доменом «.РФ» от 07.04.2010 г., и в Соглашении Министерства связи и массовых коммуникаций и АНО «КЦ» по зоне «.RU» от 18.02.2009 г., однако никаких действий по созданию такой организации не предпринимается. В результате, отсутствуют стандарты и правила доступа на рынок распределения доменных имен и деятельности на нем, а рынок регулируется лицом, имеющим техническую возможность давать или не давать доступ к осуществлению этой деятельности самовольно, произвольно и в противоречие с законодательством.
В связи с этим, ООО «СэйлНэймс» просит ФАС РФ принять решение, которое создаст условия для эффективного функционирования рынка распределения доменных имен, то есть решение о необходимости создания саморегулируемой организации лиц, действующих на этом рынке.
ООО «СэйлНэймс» просит ФАС России:
- возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»;
- выдать АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» предписание, запрещающее ему регулировать рынок распределения доменных имен в РФ, в частности: устанавливать требования для лиц, желающих стать регистраторами; устанавливать правила деятельности регистраторов; устанавливать условия оказания услуг регистраторами; проводить проверки деятельности регистраторов; каким-либо образом препятствовать осуществлению деятельности регистраторов, обладающих лицензиями на оказание телематических услуг связи и услуг передачи данных, кроме голосовых данных; иным образом вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих услуги по доступу к сети Интернет;
- принять решение о необходимости саморегулирования в сети Интернет, создания саморегулируемой организации регистраторов, провайдеров и иных лиц, оказывающих услуги по доступу к сети Интернет.