Согласно J’son & Partners Consulting, по итогам 2012 г. абонентская база IPTV в России оценивалась в 2,54 млн. пользователей, а проникновение данной технологии на конец данного периода составило около 4,7% от общего числа домохозяйств России.

IPTV (Internet Protocol Television) — это технология цифрового телевидения в сетях передачи данных по протоколу IP. В качестве клиентского оборудования для приема IPTV могут выступать все компьютеры, специализированные ТВ-приставки, медиаплейеры, телевизоры с технологией SMART TV и мобильные устройства. На программном уровне доступ к ресурсам IPTV может осуществляться при помощи как специальных приложений, так и обычного интернет-браузера, встроенного в устройство.

По итогам 2012 г. основными игроками российского рынка IPTV являются операторские компании “Ростелеком”, “Вымпелком” и МТС (55, 35 и 6% рынка соответственно). Проникновение услуги в федеральных округах носит неравномерный характер. Абсолютным лидером является Дальневосточный ФО, где проникновение услуги в 2012 г. достигло 10%, а общее количество подключенных домохозяйств 237 тыс. Чуть меньше показатели Уральского ФО. В большинстве других округов (ЮФО, ЦФО, ПФО, СФО, СЗФО) проникновение примерно вдвое ниже, чем в ДФО.

Аналитики J’son & Partners изучили уровень осведомленности потенциальных потребителей об услуге IPTV. Она определяется показателем в 74% среди опрошенных респондентов, которые не пользуются услугой на данный момент. При этом большинство из них (69%) потенциально заинтересованы в данной технологии, а для 5% респондентов она не представляет интереса. Необходимо отметить, что показатель заинтересованности в услуге IPTV намного выше показателя осведомленности, а именно 95 против 74%.

Главным достоинством IPTV является интерактивность и возможность предоставления пользователям широкого набора дополнительных услуг, связанных с потреблением контента (Video on Demand, TVoIP, Time Shifted TV, Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide, Near Video on Demand и другие). Возможности протокола IP позволяют предоставлять не только видеоуслуги, но и гораздо более широкий пакет услуг, в том числе интерактивных и интегрированных. Наибольший интерес у респондентов вызвали функции “Запись транслируемых передач” и “Экранное меню”.

Оценивая текущую ситуацию на смежных рынках, J'son & Partners Consulting отмечает, что на конец 2012 г. услугами платного телевидения в стране пользовалось 31,9 млн. абонентов, что на 7% выше показателя первого полугодия 2012 г. и на 11% — 2011 г. Общая доля крупных холдингов и региональных компаний составляет более 78% всего рынка платного ТВ в России, что на 3 п.п. больше, чем в 2011 г. Рынок широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в натуральном выражении по итогам 2012 г. составил 26,4 млн. домохозяйства, а проникновение 48%. Рост рынка за год составил 18%.

В качестве драйверов развития рынка услуг IPTV называются рост проникновения ШПД, широкий выбор интерактивных услуг, таких как видео по запросу, виртуальный кинозал и многие другие. Кроме того, отмечаются пакетные предложения Double Play и Triple Play (Double Play — телевидение и доступ в Интернет от единого оператора, Triple Play — телевидение, телефония и доступ в Интернет от единого оператора), высокое качество изображения и звука (HD-каналы).

Описаны и основные барьеры развития: высокая стоимость приставки для подключения IPTV и сильная конкуренция со стороны спутникового и кабельного телевидения, которая ведет к снижению прибыльности из-за более низких тарифов и более высоких цен на контент. К тому же IPTV ограничено размером базы ШПД.

Одним из главных преимуществ IP-телевидения считается его возможность сочетания интерактивного и неинтерактивного контента, а также возможность вещания высококачественного контента в регионах, где скорость Интернета ограничена. Отметим, что, несмотря на большое число барьеров для развития отрасли, рынок IPTV в России ежегодно за последние три года опережает по темпам прироста другие технологии платного телевидения. По прогнозам J’son & Partners, абонентская база IPTV уже к концу 2013 г. составит не менее 3,4 млн. абонентов. По сравнению с 2012 г. проникновение IPTV в 2017 г. может вырасти в два раза, то есть до 10% населения России будет использовать данную технологию.