Сегодня корпорации Intel — микропроцессорному гиганту с оборотом 53 млрд. долл. — крайне необходимо утвердиться в роли серьезного игрока на рынке мобильных устройств, а всего несколько лет назад, по словам бывшего CEO Intel Пола Отеллини, он просто упустил золотой шанс, позволив ему просочиться как песок между пальцев. Рассказывая представителю The Atlantic о том, как он подготовился к уходу с поста главы Intel, Отеллини припомнил ситуацию, когда представители Apple, которая в то время разрабатывала первый iPhone, обратились в корпорацию с предложением спроектировать процессор для нового устройства. В то время Intel уже производила кристаллы для компьютеров Mac, однако, недооценив эффект, который может оказать на индустрию новый, тогда еще не имевший названия мобильный гаджет, Отеллини не придал предложению значения, заявив, что не видит в нем смысла с финансовой точки зрения.

По словам Отеллини, Apple в свое время обращалась в Intel по вопросу разработки процессора для первого iPhone, но тогда это было признано экономически неоправданным.

“Мы упустили выгодную возможность или прошли мимо нее — это как вам больше нравится. Не сделай мы этого, сейчас мир был бы во многом другим, — цитирует Отеллини The Atlantic в публикации от 16 мая. — Но нужно помнить, что все это произошло до того, как iPhone был представлен, и никто еще не знал, какой будет его судьба”.

Apple был нужен особенный чип, и ее представители поставили Intel в известность, что будут платить за него строго определенную цену и ни цента сверх нее. “Эта цена была ниже той, что мы прогнозировали, — сообщил Отеллини. — Я не видел перспективы. Это был не тот случай, когда можно было полагаться на выигрыш за счет объема производства. Оглядываясь назад, можно сказать, что и прогноз по стоимости чипа был ошибочным, и объем поставок стократно превзошел самые смелые ожидания”.

Сейчас Intel активно пытается проложить себе путь в мир смартфонов и планшетов, подавляющее большинство которых базируются на системах-на-кристалле (SoC), спроектированных ARM и выпускаемых такими компаниями как Samsung, Qualcomm, Apple и Nvidia. Для мобильных устройств критически важным параметром является продолжительность автономного функционирования от батареи, и Intel работает над тем, чтобы понизить энергопотребление своих процессоров. На данный момент по энергоэффективности ARM-кристаллы заметно превосходят процессоры Intel.

Между тем Intel быстро совершенствует свою малопотребляющую x86-платформу Atom, и на ее основе уже выпущено несколько моделей смартфонов, которые продаются за пределами США. Руководство Intel полагает, что готовящиеся сейчас к выпуску SoC Atom, в основе которых будет лежать новая микроархитектура под названием Silvermont, поможет корпорации отвоевать дополнительное пространство в мобильном мире. Silvermont — это первое обновление микроархитектуры Atom с тех пор, как эта платформа была представлена (пять лет назад) в расчете на тогда еще перспективный рынок нетбуков. По сравнению с микроархитектурой Bonnell, реализованной в текущих версиях Atom, Silvermont обеспечит пятикратный выигрыш в энергопотреблении и трехкратный в производительности. Устройства, построенные на готовящихся к выпуску 22-нм чипах Bay Trail для планшетов и Merrifield для смартфонов, начнут поступать на рынок уже в нынешнем году, а также в начале 2014-го. Во время состоявшейся в начале мая и посвященной новой микроархитектуре пресс-конференции Дэди Перлмуттер, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер подразделения Intel Architecture Group, заявил, что Silevermont “откроет Intel широкую дорогу в мир мобильных устройств”. “Мы разрушаем миф о том, что ARM может делать то, чего не может Intel”, — констатировал Перлмуттер.

Аналитики признают, что за восьмилетний период правления Отеллини Intel добилась огромного роста, однако многие из них критикуют его за запоздалую реакцию на произошедший в отрасли быстрый поворот в сторону мобильности, который, похоже, застал врасплох целый ряд ведущих ИТ-вендоров — таких как Hewlett-Packard, Dell и Microsoft. В результате Intel оказалась в роли догоняющего в соревновании с гораздо меньшей по размерам конкурирующей компанией ARM.

Брайан Кржанич, в прошлом главный операционный директор Intel, сменивший Отеллини на посту CEO, в своем выступлении на состоявшемся 16 мая ежегодном собрании акционеров Intel заявил, что мобильное направление будет ключевым для него и для дальнейшего развития корпорации. “Я не думаю, что мы можем затевать какие-либо дискуссии, не обсудив в первую очередь один из ключевых трендов, проявившихся за последнюю пару лет. Это ультрамобильность и переход к использованию планшетов и смартфонов”, — сказал Кржанич, отметив, что на данный момент на базе процессоров Intel выпускаются уже 12 моделей смартфонов (представлены в 22 странах) и 15 планшетов, функционирующих под управлением ОС Windows и Google. “Мы видим, что не слишком быстро продвигаемся в эту сферу, но я хочу показать вам сегодня, что такое движение есть, мы уже хорошо позиционируемся на рынке, а имеющиеся у нас активы позволят нам наращивать присутствие здесь гораздо более быстрыми темпами”.

Как бы то ни было, Отеллини, похоже, до сих пор испытывает разочарование по поводу упущенной возможности с iPhone (слухи о том, что Apple и Intel обсуждали возможность разработки последней специального чипа для iPhone, за последний год всплывали неоднократно). Невозможно было предсказать, какое влияние новое устройство окажет на всю индустрию, но это тяжелый урок для корпорации, заявил он представителю The Atlantic. “Урок, который я извлек из всего этого, заключается в следующем, — поделился Отеллини. — Хотя мы любим опираться на конкретные данные и цифры, в своей карьере мне многократно приходилось принимать решение исходя из того, что подсказывает шестое чувство, и в данном случае мне следовало прислушаться к нему. А я чувствовал, что надо соглашаться”.